Сегодня объем золотовалютных резервов (ЗВР) страны напрямую зависит от траншей МВФ, а он, как известно, не спешит давать Украине очередную порцию денег, так как не видит решительных действий по борьбе с коррупцией и констатирует медленный темп проведения реформ.
Так, в марте запасы НБУ «похудели» по сравнению с февралем на 5,7% или на 768 млн долларов до 12,72 млрд.
Как разъяснили в Нацбанке, сокращение резервов состоялось по причине обслуживания государственного долга.
«Также в марте НБУ вернул деньги за операции СВОП в сумме 436 млн долларов (сальдо) и оплатил 11,4 млн долларов США в пользу МВФ», — добавили в пресс-службе регулятора.
Глава НБУ Валерия Гонтарева, комментируя тему ЗВР, заявила, что в 2015 году Украина не смогла пополнить запасы до запланированных 17,5 млрд долларов и закончила год с резервами на уровне 13,3 млрд.
Виной тому, по словам главы Нацбанка, стало недостаточное финансирование со стороны МВФ. При этом, как говорит В. Гонтарева, от планов увеличивать ЗВР никто не отказывается.
«На конец 2016 года мы надеемся достичь 19,6млрд долларов международных резервов», – сказала в начале марта она, добавив, что в этом процессе рассчитывает на приватизацию и восстановление отношений с МВФ, последний транш которого страна получила в августе прошлого года.
Вместе с тем свою однозначную позицию по «украинскому вопросу» фонд озвучил еще в феврале.
«Без серьезных новых усилий, направленных на активизацию реформы управления и борьбу с коррупцией, трудно предположить, что поддерживаемая МВФ программа и в дальнейшем будет успешной. […] Украина рискует вернуться к практике неудачных экономических шагов, которых и так хватало в ее недавней истории. Жизненно важно, чтобы сейчас действия лидеров Украины вернули страну на обнадеживающий путь реформ», — говорилось в коммюнике директора-распорядителя фонда Кристин Лагард.
В настоящее время украинская сторона обсуждает с финансовой институцией обновленный вариант меморандума о сотрудничестве. Принятие этого документа возобновить работу программы расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF) на 17,5 млрд долларов, о которой стороны договорились еще в марте 2015 года. Однако каких-либо зримых подвижек в этом деле пока нет, как и неизвестны возможные сроки возобновления сотрудничества с фондом.
По линии EFF на счета НБУ были зачислены 6,7 млрд долларов (в марте – 5 млрд долларов, в августе – 1,7 млрд) и украинские чиновники изначально рассчитывали к началу 2016 года получить как минимум 4 транша, но две миссии МВФ, приезжавшие в Киев в августе и ноябре прошлого года, дали негативную оценку ситуации, а потом, в начале февраля, появилось резонансное заявление министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса об отставке в связи с коррупцией в высшем эшелоне власти. Кроме этого, в феврале с новой силой разгорелись парламентский и правительственный кризисы. Впрочем, на данный момент новый формат коалиции уже определен, как и состав Кабинета министров во главе с Владимиром Гройсманом. Эти преобразования внушают надежду на то, что в этом году МВФ восстановит финансирование.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, западные партнеры, во-первых, ждут от украинских властей политической стабильности, а, во-вторых, гарантий экономического роста.
«В МВФ пока не видят перспектив восстановления экономики Украины. Поэтому у них возникает вопрос: или мы даем этой стране средства на свой страх и риск, понимая, что повторится Греция, или не даем, понимая, что Украина сама выкарабкается. Вот почему нет денег», — высказался он, отметив, что в фонд разочарован до сих пор существующей «дырой» в госбюджете, которую Украина обещала «залатать», но не смогла.
Экономист предположил, что подписание нового меморандума с МВФ может затянуться до полугода, и максимум, на что может страна рассчитывать в этом году, – это 1,7 млрд долларов.
В то же время экономист Любомир Шавалюк считает, что новые транши МВФ стоит ожидать не ранее второй половины 2016 года, а вот планы НБУ по наращиванию ЗВР не удастся воплотить.
«Я думаю, мы закончим год примерно с 15 млрд долларов золотовалютных резервов, и показателя 19,6 млрд мы не достигнем», — заявил эксперт, подчеркнув, что решающую роль в параметрах ЗВР играет проведенная реструктуризация госдолга, значительно снизившая внешнее долговое бремя страны.
«До 2018 года мы в определенном смысле можем жить спокойно в контексте внешних обязательств и способности их оплатить», — сообщил он.
Отметим, что запасы НБУ хоть и покрывают 3 месяца импорта, но все же находятся на неудовлетворительном уровне, что препятствует полноценному поддержанию национальной валюты.
По разным оценкам, доля внешних кредитных средств в структуре ЗВР превышает 10 млрд долларов и их нельзя использовать для валютных интервенций. Они идут на погашение и облуживание старых кредитов, а также осуществление стабилизационных программ или структурных реформ.
«Из 13 млрд долларов, которые сейчас лежат мертвым грузом в резервах НБУ, регулятор может использовать на сглаживание курсовых колебаний только 900 млн долларов. То есть, де-факто золотовалютные запасы НБУ — это фиктивные резервы», — сообщил в прессе эксперт клуба реформ «Экономическая альтернатива» Игорь Петрашко.