Парадокс Украины в том, что за народные деньги у нас спасают богатых, а все проблемы оплачивают бедные. Миссия МВФ привезла нашему правительству стандартные требования: урезать социальные расходы, повысить коммунальные тарифы, ликвидировать налоговые льготы. И ни слова о том, чтобы прекратить вывод за границу миллиардных капиталов или немного потрясти тех, чье совокупное состояние почти вдвое превышает доходы бюджета…
ТОЛСТОСУМОВ ПОДДЕРЖАЛ ГОСБЮДЖЕТ
Только вдумайтесь в эти цифры: совокупное состояние 200 самых богатых украинцев в прошлом году оценили в $85,2 млрд или в 680 млрд грн. За два с лишним года из Украины в оффшорные зоны и на Кипр было выведено почти $54 млрд. Если пересчитать по курсу 8 грн за 1 доллар — 432 млрд. грн. Это намного больше, чем и доходная (361,5 млрд грн), и расходная (411,9 млрд грн.) части бюджета.
Еще год назад налоговая насчитала тысячи зарубежных компаний, как правило, оффшорных, учрежденных нашими корпорациями, где они прячут доходы от экспорта металла и химии, произведенной на советских заводах, а также от урожая, выращенного на крестьянских полях.
Чтобы поддержать частные банки во время кризиса 2008 года, государство потратило свыше 100 млрд грн. бюджетных денег. Правда, бюджетными эти средства можно назвать лишь условно: изначально они были одолженными властью у зарубежных финансовых организаций, прежде всего — у Международного валютного фонда, а потрачены на поддержку наших толстосумов.
Теперь настало время народу платить по счетам олигархов. Нынешний год — рекордный по суммам долговых выплат. Только по кредитам МВФ нужно отдать $5,8 млрд. Общая сумма внешних выплат оценивается в $9 млрд. А вместе с платежами по внутренним займам выходит почти $14,5 млрд. Причем, первый пик платежей Фонду приходится уже на февраль.
Не удивительно, что в это самое время к нам подоспела миссия МВФ, не меньше, чем власть заинтересованная получить обратно свои кредиты. Видя, в каком безвыходном положении в плане долгов (да и не только) находится правительство Украины, они заняли жесткую позицию по своим требованиям.
Никаких вариантов «денег вперед», как это было пять лет назад, не рассматривается. Утром деньги — вечером стулья. То есть сначала Украина удовлетворяет все требования МВФ и только потом, ориентировочно весной, — совет директоров выносит решение о выделении нам новых займов на новых опять же условиях.
Этому способствует еще и юридическая сторона вопроса: нынешние переговоры идут в условиях, когда прошлая программа сотрудничества с МВФ истекла в декабре 2012-го, а новая еще не подписана. Какими условиями удастся наполнить проект Меморандума-2013, зависит от податливости украинских властей. Но они, похоже, готовы на все ради денег МВФ, поскольку иначе будут проблемы с выплатой по долгам, а от этого пострадает рейтинг и репутация олигархов. В то же время основные требования МВФ, особенно в части повышения коммунальных тарифов, весьма им выгодна.
АППЕТИТЫ ФОНДА ВЫРОСЛИ
Нужно понимать, что большая часть инфраструктуры по снабжению коммунального сектора всех необходимым, давно находится в частных руках. Кому принадлежат водоканалы? А гор-и-облэнерго? А облгазы? То-то и оно… Иногда кажется, что, если бы Фонда с его настырными требованиями повысить тарифы не существовало, его пришлось бы придумать, чтобы объяснить народу причины очередного ограбления бедных.
В том, что вопрос повышения тарифов уже решен, по сути, не сомневаются ни эксперты в Киеве, ни чиновники на местах. Осталось выбрать форму: кто возьмет на себя ответственность — местные власти или власть центральная? Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко в комментарии корреспонденту «ГолосUA»высказал мнение, что ответственность переложат на местные органы самоуправления. А центр умоет руки.
Впрочем, отвертеться от непопулярных мер не удастся и Кабмину с парламентом. Аппетиты МВФ в этот раз выросли. Они, наверняка, захотят ужесточения пенсионного законодательства (например, отобрать пенсии у работающих пенсионеров). Радикального пересмотра налоговой политики, о чем сообщил представитель Украины при МВФ Юрий Якуша, в письме, попавшем в прессу, ликвидации каких бы то ни было льгот.
А это значит, что повысятся цены на лекарства и продукты, будет отменен или ограничен бесплатный проезд в транспорте. Всех граждан поголовно заставят заполнять декларации о доходах и выискивать у них припрятанные от государства копейки.
О том, чтобы повлиять на банки, которые выводят капиталы в оффшоры, и на олигархов, которые не хотят платить налоги на роскошь, МВФ не просит. И в этом нет ничего странного. Куда утекают деньги наших олигархов, отмытые в оффшорах? В американские и швейцарские банки. Где они покупают недвижимость на деньги, заработанные от вывоза украинских ресурсов? За границей, где производят часы за миллион долларов и машины экстра-класса? Не в Украине. Чей банкет в результате оплачивает население, 70% которого живет за чертой бедности? Вопрос, пожалуй, риторический…
Лидер коммунистов Петр Симоненко, представляющий единственную политическую силу в Украине, последовательно выступающую против сотрудничества с МВФ, говорит, что Международный валютный фонд, помимо всего прочего, это еще и механизм политического давления на страну.
Требование согласовывать с Фондом параметры бюджета, принимать «рекомендованные» им законы, следовать надиктованным правилам в международных отношениях — ничто иное, как внешнее управление Украиной. Замаскированное под кредитную удавку: удобную для власти, но губительную для народа.