Никита Бегаль
07:00 13/03/2018

Мы поедем, мы помчимся: переплачиваем ли мы «Укрзализныце»?

В этом году украинцев ждет повышение стоимости железнодорожных билетов, которое, как говорят эксперты, не обосновано. Они указывают, что пассажиры становятся заложниками ситуации из-за нежелания «Укрзализныци» пересматривать методы хозяйствования.

В два этапа

Монополист железнодорожных пассажирских перевозок «Укрзализныця» объявил о повышении в 2018 году стоимости билетов. Подорожание, как разъяснили в железнодорожной администрации, связано с инфляционными процессами и ростом цен на энергоносители.

«Необходимость пересмотра стоимости услуг давно назрела, так как индекс потребительских цен вырос минимум на 60–70%, в четыре–шесть раз увеличилась стоимость коммунальных и других услуг. По всей номенклатуре товаров, которые нужны железной дороге, существенно выросли цены. Если еще год назад стоимость дизельного топлива была в пределах 20 тыс. гривен за тонну, то в этом – уже 28–29 тыс. гривен, а цена одного пассажирского вагона с 19 млн гривен в 2016 году повысилась сегодня до 30 млн гривен», –  заявил в СМИ директор «Укрзализници» по экономике и финансам Андрей Рязанцев.

Повышение стоимости билетов будет проходить в два этапа, при этом первый ожидается уже апреле.

«В финансовый план на 2018 год мы заложили цифры двукратного повышения: два раза по 10%, чтобы это было плавно и не так заметно для людей», – говорит и. о. главы правления компании Евгений Кравцов.

Железнодорожники, комментируя подорожание, также говорят, что тарифы в Украине самые низкие в Европе и не являются рыночными, напоминая, что стоимость билетов не пересматривалась с 2014 года.

Доход от первого этапа повышения, как уточнили  в «Укрзализныце», пойдет на развитие пассажирской инфраструктуры. В целом предприятие планирует приобрести 60 купейных вагонов и модернизировать 260. Кроме того,  в текущем году «Укрзализныця» намерена объявить тендер на покупку 10 скоростных электропоездов, 11 дизель-поездов и 5 пригородных электропоездов.

«Убыточные» пассажиры

Как бы то ни было, пассажирские перевозки продолжают показывать «минус» при годовой продаже 49 млн билетов разных категорий.  Пока еще не обнародованы официальные результаты работы «Укрзализныци», однако, согласно финансовому плану на 2017 год, убытки от перевозки пассажиров ожидаются на уровне 11 млрд гривен. Вместе с тем, уже известно, что поезда дальнего сообщения в прошлом году обозначили финансовые потери на уровне 3,5 млрд гривен. На фоне этого «Укрзализныця»  изучает возможность прекращения железнодорожного сообщения с РФ, хотя в 2017 года поезд №5/6 «Киев – Москва» стал самым прибыльным, показав результат в 154 млн гривен.

Тем временем предприятие по-прежнему зарабатывает на грузовых перевозках. Так, удельный вес доходов от перевозок пассажиров в доходах общей логистики составляют 10%, а вот грузовые перевозки приносят 90%.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян называет размер убытков от пассажирских перевозок необоснованным, так как железнодорожная администрация не производит расчета реальной стоимости пассажиро-километра и не занято повышением эффективности перевозок.

Эффективность и качество, наверное, последнее, что заботит железнодорожную администрацию. Антисанитария в туалетах вагонов и спальных местах, деревянные окна со щелями, хамство проводников  – все это встречает рядовой пассажир каждый раз, находясь в поезде.

Эксперт общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов не видит причин для предстоящего повышения тарифов на пассажирские перевозки.

«В повышении цен необходимости нет, так как скрытых резервов у них имеется на сумму от 5 до 8 миллиардов гривен. Поэтому пусть для начала «Укрзализныця» перестанет тратить деньги «налево», и тогда найдутся средства и на обновление подвижного состава, и на топливо, и на запчасти и т.д.», — отметил эксперт.

С его мнением солидарен координатор движения «Взаимопомощь» Виктор Медведь, отмечая, что повышение тарифов — это следствие нерационального ведения дел.

«Нужно учитывать, что «Укрзализныця» имеет низкий уровень хозяйствования. Кроме того, следует учитывать очень высокую коррупционную нагрузку, неэффективность подбора персонала и т.д. Внутренние скрытые резервы компании исчисляются десятками миллиардов гривен, и при нормально хозяйственной деятельности в течение 3-4 лет компания могла бы увеличить свою доходность миллиардов на 30», — отметил эксперт, добавив, что «в компании нулевая мотивация улучшения эффективности».

О коррупции в отрасли неоднократно заявлял министр инфраструктуры В. Омелян, чье ведомство в 2017 году потеряло полномочия управления железной дорогой. Он в частности отмечал, что ежегодные потери «Укрзализныци» от схем при тендерных закупках и непрозрачных преференций при предоставлении подвижного состава и электроэнергия  составляют около 15 млрд долларов.

Как говорит В. Коновалов, «Укрзализныце» давно уже пора поменять бизнес-модель, а также привлекать к работе частный бизнес.

«Но этого достичь так и не удается. Проекты, такие как «Интерсити» или, к примеру, закупки топлива с помощью компании «Вог Аэро Джет» доказывают это», — сообщил он.

Читайте также по теме