Накануне из Азиатско-Тихоокеанского региона поступила шокирующая информация. По предварительным данным, лидер КНДР Ким Чен Ын не исключил возможности возобновления Северной Кореей разработок ядерного оружия и поставил под сомнение целесообразность своей встречи с президентом США Дональдом Трампом. В ответ на это Белый Дом снова пригрозил СК усилением международных санкций и даже военным вторжением. Смогут ли руководители двух стран провести консультации в Сингапуре в июне нынешнего года, и удастся ли им прийти к общему знаменателю в контексте восстановления мира и спокойствия на 38-й параллели?
На данный момент эти вопросы остаются без ответа. Равно и, как и вопрос, почему товарищ Ким в одностороннем порядке отказался от саммита со своим южнокорейским коллегой Мун Чжэ Ином в Сеуле 19 мая. Одни аналитики в этой связи утверждают, что причиной такого поведения северокорейского лидера стало проведение совместных военных учений Республики Корея и Соединенных Штатов Америки в непосредственной близости границ с КНДР. Дескать, его попросту вывела из себя демонстрация военной силы союзников после того, как стороны вроде бы договорились о частичной демилитаризации Корейского полуострова. Другие аналитики усмотрели изменение политики Пхеньяна в визите того же Ким Чен Ына в Китай, где «кормчему» посоветовали не идти на принципиальные уступки Западу.
И первое, и второе суждения пока не находят независимой поддержки. Тем более, что, отреагировав на претензии Пхеньяна, коалиционные силы изменили условия и тактику проведения пресловутых учений на корейско-корейской границе, а Пекин позиционировал себя, как последовательный сторонник воссоединения разделенного идеологическими и экономическими условиями корейского народа.
Как бы там ни было, факт остается фактом. Уже 20 мая один из влиятельнейших американских политиков – сенатор-республиканец Линдси Грэм назвал Ким Чен Ына «непоследовательным» (на американском сленге это слово имеет другое значение — «глуповатый», — Авт.) и пообещал Пхеньяну серьезные военные неприятности. Реакция КНДР на такое заявление была молниеносной: Трудовая партия СК расценила его как провокационное и оставила за собой право в одностороннем порядке выйти из всех достигнутых ранее договоренностей и соглашений. «Если подобное действительно произойдет, все старания по мирному урегулированию на тридцать восьмой параллели, которые еще две недели назад называли историческими, канут в лету, а сам процесс переговоров будет отложен на неопределенное время, — отметила в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA европейский аналитик Мари Пьюдеба. – Сегодня это прекрасно понимают и лидер КНДР, и президент США. Проблема заключается в том, что стороны не находят возможности для продолжения контактов».
Отчасти это действительно так. Например, Ким Чен Ын, как главнокомандующий, не отдал обещанного приказа о сокращении северокорейской армии: у КНДР нет финансовый возможности содержать более миллиона демобилизованных и отставных военных. Кроме того, Вашингтон оказался не в состоянии в течение короткого времени ликвидировать создававшуюся десятилетиями систему всевозможных эмбарго и запретов в отношении Северной Кореи, а Южная Корея не смогла своевременно открыть свои границы для отправки северным соседям крупной партии гуманитарной помощи. «Все эти факторы в совокупности с еще десятком обстоятельств поставили мирные переговоры Вашингтона и Пхеньяна на грань срыва, — отметил корреспонденту ГолосUA американский политический обозреватель Джереми Питтерс. – Нет никаких сомнений в том, что в обозримом будущем и Ким, и Трамп станут обвинять друг друга в нежелании идти на соответствующий компромисс. Но ясно одно – сложившаяся ситуация явно не выгодна ни Северной Корее, ни Америке. Очень хочется верить, что в течение месяца (переговоры глав СК и США запланированы на конец июня в Сингапуре, — Ред.) эти страны найдут способ для достижения взаимопонимания».
По словам Питтерса, такое взаимопонимание может быть достигнуто лишь после того, как Вашингтон и Пхеньян «перешагнут через собственные амбиции». И с этим трудно не согласиться.