Накануне правительство Испании впервые в новейшей истории страны выступило с открытым обращением к народу. В своей речи испанский премьер Мариано Рахой, сохраняя внешнее спокойствие, фактически поставил подданных короны перед фактом: новыми мишенями международных экстремистов вполне могут стать Мадрид, Барселона, Севилья и Малага…
Кроме того, террористы могут атаковать важнейшие государственные объекты в провинции: в этот список автоматически попадают местные АЭС, крупные сельхозпредприятия, а также судоверфи. Официальный Мадрид призвал сограждан не паниковать и «с пониманием отнестись к жестким мерам безопасности, вводимых местными властями». Дескать, уже в ближайшее время о пресловутой собственной безопасности «кардинальным образом позаботятся ближайшие соседи Испании. По некоторым данным, объединенные спецслужбы Евросоюза уже получили оперативную информацию относительно того, каким именно странам следует ожидать нападения боевиков «Исламского государства Ирака и Леванты» и «производных» этой группировки. В настоящее время аналитики всех мастей гадают над тем, кто именно окажется в прицеле ИГИЛ.
Впрочем, маститым аналитиком для этого можно и не быть. В очередном «радиопослании» один из лидеров ИГИЛ Абу Аля аль-Афри заявил буквально следующее: «Воины джихада уже растворились в толпе испанцев, португальцев, британцев, немцев, датчан и голландцев. Европа увидит себя в руинах уже к третьей луне этого года». А вот здесь аль-Афри явно лукавит, используя лунный календарь, что называется, для красного словца. В суннитском календаре («Исламское государство» в своем подавляющем большинстве исповедует суннизм, — Авт.) новый месяц начинается на следующий день после новолуния: таким образом, пресловутый календарь короче григорианского на 12 дней. Следовательно, предполагаемые теракты должны были иметь место в конце февраля нынешнего года. Но дело не в этом. Руководитель ИГИЛ фактически дал понять, что в ближайшее время «воины» джихада нападут на объекты в Испании, Португалии, Великобритании, Германии, Дании и Нидерландах.
Насколько это вероятно, сказать не может никто. Как никто не мог предположить, что 22 марта боевики атакуют аэропорт и метро Брюсселя (ни о каких «календарных расчетах» спецслужбы ЕС информации не получали). Похоже, на сей раз все изменилось. Как сообщают независимые западные СМИ, Европол (структурное подразделение Интерпола, — Авт.), а также спецслужбы сразу пяти стран Евросоюза получили оперативные данные о потенциальной угрозе нападений смертников. «Мы постараемся предотвратить такие нападения и не допустить трагедий, которые имели место в Париже в ноябре прошлого года и в Брюсселе несколько дней назад, — сказал в комментарии ГолосUA источник в Еврокомиссии. – ИГИЛ не сможет посеять панику среди жителей Европы. Цивилизованное сообщество гарантирует безопасность ЕС».
Но, по всей видимости, стопроцентной гарантии безопасности не в состоянии дать даже Еврокомиссия – орган Брюсселя, призванный отслеживать потенциальные угрозы как Евросоюзу в целом, так и отдельно взятым странам структуры в частности.
«Нет никаких сомнений, что свой новый удар экстремисты направят на Лондон, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA эксперт в сфере международного права Клаус Хофф. – Далее террор действительно коснется Мадрида, а затем – перекочует в Северную Европу. Для того чтобы остановить подобную волну насилия, Европе понадобится нечто большее, нежели силы полиции. Самое время задействовать армию: сейчас ИГИЛ находится на шаг впереди даже самых именитых гражданских экспертов. Противостоять исламистам может только армия, которой будет отдан приказ воевать со смертниками».
Как бы там ни было, об открытом противостоянии с «религиозными фанатиками и мракобесами» заявили только две страны – Франция и Бельгия. Париж и Брюссель после упомянутых событий смогли привлечь свои вооруженные силы к охране крупных городов и стратегически важных населенных пунктов. Возможность использовать карабинеров и армию в данном контексте готовы рассмотреть Италия и Нидерланды. О новой «антитеррористической политике» заявили власти Норвегии и Финляндии.
В то же время вопрос, каким еще странам ИГИЛ будет угрожать в традициях «календаря аль-Афри», остается открытым.