Наглости и упорству работников “Укрзализныци”, похоже, вообще нет предела. Если все-таки справедливость восторжествует и хапуги с железной дороги будут уволены, они смело могут организовывать тренинги по внедрению коррупции, отмыванию денег и проворачиванию схем с откатами на украинских предприятиях. Если, конечно, их карьера еще более справедливо не закончится уголовным наказанием и лишением свободы, ведь детективы НАБУ уже ведут следствие по факту коррупционной составляющей в действиях должностных лиц, состоящих в тендерном комитете ЦОП АО «Укрзализныця».
О том, что детективы НАБУ в рамках следственных действий, расспрашивают представителей компаний нефтехимической отрасли о специфике работы с «Укрзализныцей» подтвердили сразу в нескольких компаниях. В первую очередь антикоррупционеров интересует, какие есть нарекания у самих производителей и поставщиков по части квалификационных документов, которые у них требует УЗ. Также НАБУ просит дать информацию касательно специфики работы с тендерным комитетом ЦОП АО «Укрзализныця». Видят ли сами поставщики коррупционную составляющую и дискриминационные признаки в документации, составленной тендерным комитетом УЗ. Заинтересовал детективов и своеобразный подход к требуемой документации «Укрзализныци» — зачем закупая простейшее масло железнодорожники требуют настолько раздутый пакет документов. Не для того ли, чтобы только «избранные» смогли его предоставить?!
И вот он парадокс: в то время как главу УЗ снимают с должности в связи с постоянными финансовыми скандалами по закупкам, когда детективы НАБУ в открытую проводят следственные действия, когда СМИ пристально следят за работой тендерного комитета УЗ, железнодорожники опять умудряются прогреметь очередным финансовым скандалом.
Так, моторное масло М-10Г2к, в настоящее время готово закупить Министерство Обороны Украины, и по тендеру № UA-2020-07-15-007592-c ООО «Корнет Холдинг» предлагает цену 21 456 гривен за тонну. А вот цена такого же масла для «Укрзализныци» от того же «Корнет Холдинг» согласно Спецификации по договору № ЦЗВ-14-02620-01 от 19.06.2020 года составила 30 000 гривен за тонну. Несложно посчитать, что таким вот образом УЗ легко переплачивает практически 30% из государственного бюджета поставщику, который тут же опускает цену для другого заказчика.
И вот здесь имеет смысл подробно остановиться на «интересных» отношениях тендерного комитета ЦОП АО «Укрзализныця» и компании ООО «Корнет Холдинг» в принципе.
Очередной обескураживающий своей наглостью и суммой отмытых денег украинских налогоплательщиков случай произошел на “Укрзализныце” буквально неделю назад. Как рассказал один из сотрудников центрального офиса, 20 августа прошла первая отгрузка смазочных материалов по скандально известному тендеру УЗ. Суть в том, что в условиях всемирного падения цены на нефть и продуктов, которые из нее производят, УЗ умудрилась в тендере на закупку масел переплатить более 100 миллионов гривен. Как пишет интернет-газета “Экономика”, в скандал вылилось проведение во время карантина двух идентичных тендеров — UA-2019-12-19-000033-b и UA-2019-12-19-000033-a. Через эти процедуры УЗ планировала закупить горюче-смазочных материалов на общую сумму более 260 млн грн.
Сначала тендер проходил вроде бы в привычном режиме. Заявки на участие в торгах подали сразу 7 компаний: ООО «Араз Ойл», ООО «Торум», ООО «Август Пром», ООО «КСМ Трейд», ООО «Научно-производственное предприятие «Хилл Корпорейшн Юкрейн», ООО «Корнет Холдинг», ООО «Мироил». То есть, казалось бы, выбирать УЗ было из кого.
Однако не тут-то было. Двух претендентов на участие — азербайджанскую компанию «Араз Ойл» и «Мироил», зарегистрированную в Киеве — тендерный комитет УЗ отсеял сразу. Остальных к аукциону допустили – правда, всего на несколько часов: именно столько на сайте Прозоро напротив всех 5 претендентов числился статус «допущены к аукциону».
А дальше УЗ вдруг передумала – и отменила допуск для 3 компаний из 5 допущенных. За право поставлять горюче-смазочные материалы государственном монополисту остались соревноваться ООО «Хилл Корпорейшн Юкрейн» и ООО «Корнет Холдинг».
Такое «непостоянство» со стороны тендерного комитета УЗ заинтересовало журналистов. Копнув глубже, они установили: 3-х участников от участия в аукционе отстранили по надуманным причинам, тогда как тем, кого решили допустить, «простили» реальные нарушения.
При этом, увидев «соринку в глазу» у пяти отстраненных компаний, тендерный комитет не заметил «бревна» у тех, кто впоследствии выиграл тендеры. Например, казахская компания «Хилл Корпорейшн Юкрейн» предоставила фальсифицированные декларации о соответствии своей продукции. Потому что выданы они несуществующим казахским сертификационным центром. Мало того, «Хилл» представили и сертификаты соответствия, опять же, якобы полученные в лаборатории, в чьей сфере деятельности анализы нефтепродуктов вообще не значатся. Это – грубейшие нарушения действующего украинского законодательства, которые однозначно должны были привести к отказу в участии в тендере, и разбирательству правоохранительных органов. Однако этого не случилось – компания не только была допущена к участию в аукционе, но и выиграла один из тендеров на сумму более 100 миллионов гривен.
Еще больше нарушений допустил второй фаворит торгов – компания «Корнет Холдинг». Ее декларации тоже не соответствуют требованиям ГСТУ, а вдобавок в составе предложений участник предоставил техническое задание, которое не было согласовано и не соответствует требованиям, установленным в тендерной документации. Но, именно эта компания была определена победителем по второй закупке. В дополнение ко всему, как раз эти две компании предлагали самые высокие цены. По оценкам других участников тендера на этих закупках государство теряет более 100 миллионов гривен.
Возмущенные отстраненные участники обратились в суд – и 25 мая, согласно Единому реестру судебных решений, Хозяйственный суд Киева своим постановлением запретил проведение закупок. Несмотря на это уже 28 мая тендерный комитет назвал победителей аукциона – «Хилл Корпорейшн Юкрейн» и «Корнет Холдинг» разделили между собой тендеры. При этом, скорость проведения тендеров и отсутствие хотя бы номинальных попыток побороться за победу между участниками наталкивают на мысль: аукцион проводился для создания видимости конкуренции и должен был выступить ширмой для давно достигнутых договоренностей.
Противоправно отстраненные участники обращались за защитой также в Антимонопольный комитет Украины – но тщетно: их жалобы в АМКУ отклонили. В ГБР, куда также представители этих компаний писали заявления, их переадресовали в НАБУ.
Представители УЗ обжаловали решение суда первой инстанции в Окружном административном суде Киева до 19 июня. Заседание, по данным СМИ, произошло в пятницу, решение в пользу УЗ было принято уже после завершения рабочего дня, но как только оно было принято – УЗ в срочном порядке заключила договор с «Корнет Холдинг».
Впрочем, самые интересные моменты всплыли после того, как разбираться в тендерных хитросплетениях на УЗ взялись журналисты. В частности, корреспонденты «Стоп коррупции» попытались узнать больше о компании «Корнет Холдинг» — и выяснили: у компании нет сайта, по юридическому адресу фирмы расположены совсем другие объекты, а основатели компании – учитель физкультуры Ивано-Франковского колледжа физического воспитания Юрий Пожар и бывший путевой мастер УЗ Святослав Пилипюк — живут в другом городе. И их компания якобы фигурирует сразу в 16 судебных делах.
Видимо, такой резонанс в СМИ, пристальное внимание Антимонопольного комитета и правоохранительных органов привело железнодорожников в чувства, и уже в августе 2020 года УЗ объявила новые тендеры на закупку смазочных материалов. И ожидаемая стоимость на те же самые продукты, по мнению заказчика торгов, должна быть снижена более чем на 20% от суммы ранее подписанного контракта с «Корнет Холдинг». Но, на поверку, все оказалось совершенно иначе: уже на прошлой неделе “Корнет Холдинг” осуществил первую поставку продукции ивано-франковского физрука “Евро Оил Продакшн” по завышенной цене при том, что новые тендеры объявлены и экономия, даже на этапе подачи документов, выливается в сотни тысяч гривен. Явно, что во время аукциона компании, которых к нему допустят, снизят цену и для адекватных представителей ”Укрзализныци” именно это является причиной возмущения. Железнодорожники возлагают большие надежды на сменившегося недавно руководителя УЗ. Сегодня именно Владимир Жмак может положить конец круговой коррупционной поруке, внедренной тендерным комитетом:
“Пока журналисты пишут, правоохранители расследуют, все смеются с того, что компанией по производству масел руководит никому не известный физрук, наши “верхи” УЗ закупают по завышенным ценам непонятно какого качество масло, чтобы набить себе карманы украинским деньгами. Приходят детективы НАБУ. Заводятся и расследуются уголовные дела. Мы тоже ждем перемен. Мы верим, что аферы с закупкой моторных масел по завышенной цене не останутся безнаказанными. Мы надеемся, что новый глава «Укрзализныци» Владимир Жмак, совместно с детективами НАБУ сможет отмыть доброе имя железнодорожников от мутных схем коррупционеров из тендерного комитета”, — говорят представители “Укрзализныци”.
Что положит конец беспределу железнодорожников? Решительное вмешательство нового руководителя УЗ, расследовпния правоохранителей, детективов НАБУ или, очень бы этого не хотелось, авария, спровоцированная маслом, которое производит физкультурник и путеец, пока не известно. Известна лишь очередная сумма — порядка ста миллионов гривен в очередной раз “отжали” железнодорожники из украинского бюджета.