16 марта Верховная Рада в очередной раз должна была рассмотреть законопроект, который по сути позволял приватизировать украинского газового монополиста компанию «Нафтогаз». Однако, как известно, оппозиция тогда вторично блокировала трибуну Верховной Рады и голосование по законопроекту отложили снова. Но регионалам, очевидно, так надоела толкотня у трибуны, что во вторник они сделали неожиданный шаг — поддержали оппозиционный законопроект по этому поводу, поданный «НУ-НСовцем» Ю.Кармазиным.
Основной вопрос, связанный с «Нафтогазом» это конечно же в первую очередь – «труба» (то есть украинская газотранспортная система). Согласно Конституции ее [ГТС] приватизировать нельзя. А вот все остальное – можно. И именно приватизации этого «всего остального» и есть основная причина рассмотрения любых законопроектов о судьбе «Нафтогаза».
Ею [судьбой] озаботились не только депутаты и министры. Так, 16 марта, секретарь СНБО Андрей Клюев на брифинге по вопросам реализации актуальных задач Совета национальной безопасности и обороны заявил о том, что вопрос работы украинской ГТС и топливно-энергетического комплекса страны будет рассмотрен в ближайшее время на заседании СНБО. «Это все будет касаться и ГТС, и внедрения технологий энергосбережения. Эти вопросы мы будем рассматривать в ближайшее время. В каком же формате лучше будет осуществляться работа ГТС? По моему мнению, будет лучше, если будет трехсторонний консорциум», — сказал он. Это заявление противоречит его же собственному заявлению, сделанному 12 марта. Тогда, Клюев однозначно высказался, что Украина не исключает возможности создания газотранспортного консорциума на двусторонней основе, без участия Евросоюза.
Что же произошло за 4 дня? Тайна, покрытая мраком. Тем более, что высказывания Президента Украины и министра энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко также отличаются… многозначностью. В частности, Бойко 13 января заявил, что процесс прямой продажи ГТС в ходе газовых переговоров с Россией не рассматривается, а 1 февраля сообщил о том, что две недели назад Украина отправила европейскому комиссару по вопросам энергетики Гюнтеру Оттингеру письмо с предложением Европейской комиссии присоединиться к переговорам по созданию газотранспортного консорциума.
В свою очередь, Президент Украины Виктор Янукович во время выступления на 48-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности заявил о том, что Украина ожидает от европейских партнеров выполнения договоренностей об их участии в модернизации отечественной газотранспортной системы. При этом, вопрос о том, «а с какой стати вообще что-то создавать, если (судя по отчетам компании) «Нафтогаз» суперприбылен?» — вообще не стоит на повестке дня.
К тому же, смысл создания консорциума почем-то сводят в пресловутой «скидке на газ», но… ни слова нет о том, а кому же собственно говоря эта скидка нужна, если население потребляет газ внутренней добычи? Частному бизнесу? Ну тогда газотранспортный консорциум вообще не нужен, так как решать проблемы отдельных бизнесменов за счет всех украинских налогоплательщиков – дело по сути антигосударственное, хотя и знакомое Верховной Раде, которая в мае 2011 года «простила» предприятиям топливно-энергетического комплекса долгов перед Госбюджетом почти на 25 млрд грн!
Как же может быть приватизирован «Нафтогаз»?
Технология в принципе проста и подсказана Европейской энергетической хартией, к которой так не вовремя и себе во вред присоединилась Украина (во вред, потому как еще никто не доказал обратного с цифрами и фактами в руках).
Компания «Нафтогаз» скорее всего будет разделен на четыре-пять компаний: />
— первая будет отвечать за продажу/покупку газа;
— вторая – за международный транзит;
— третья – за распределение газа внутри страны;
— четвертая – станет собственником газохранилищ;
— пятая – окажется правонаследницей «Нафтогаза» и примет на себя все долговые обязательства компании (которые придется оплатить за счет госбюджета).
Возможны и иные схемы раздела, однако приведенная выше кажется наиболее логичной и рациональной исходя из соображений политической целесообразности, которую уже не раз демонстрировала нынешняя власть.
Таким образом, передав контроль над газовой монополией в руки нескольких частных компаний, правительство Украины полностью утратит контроль над уровнем цен на газ внутри страны но… сможет честно заявлять, что оно-де теперь вообще ни при чем и во всем виноват «свободный рынок». Если кому-то покажется, что таким образом в Украине будет сформирован конкурентный газовый рынок, то об этом предлагаю сразу забыть. Украина получит классический монопольный сговор между несколькими поставщиками смежных видов товаров, поскольку никто не будет дробить «Нафтогаз» на 50-100 компаний (делить облгазы на части, трубу – на километры и т.д.), что единственное могло обеспечить хоть какой-то намек на конкуренцию на этом рынке.
Разделение «Нафтогаза» на несколько компаний, как видим из приведенной выше схемы, никак не уменьшит дефицит бюджета, не поможет снизить цену на газ и не решит никакие иные, в частности, социальные проблемы. Напротив – подобное разделение только ухудшит социально-экономическое положение Украины и приведет к социальным потрясениям в ближайшем будущем.
Планируемое расчленение «Нафтогаза» является закономерным для украинской власти, поскольку до сих пор именно с помощью приватизации прибыльных госпредприятий формировалась прослойка украинских олигархов и изредка и, заметим, ненамного пополнялся бюджет, из которого полученные средства весьма оперативно уходили на проедание.
После продажи «Нафтогаза» посредством такой «реструктуризации» следующим шагом, очевидно, станет продажа АЭС и земли, после чего продавать в Украине будет уже нечего. Все накопленные при СССР материальные ценности будут окончательно утилизированы. Как показывает опыт, «эффективные менеджеры» весьма бездарно управляют попавшими в их руки активами, за редким исключением. В основном заводы распиливаются на металлом, растаскиваются на кирпичи или переоборудуются в торговые центры. А после передачи в частные руки водоканалов и обл/горэнерго, количество аварийных отключений воды/электроэнергии только растет год от года. Так что ожидать для расчлененного «Нафтогаза» иной судьбы – бесполезно.