«Европеизация» образования в Украине началась при Ющенко – сразу после оранжевой революции, а сейчас систему образования в очередной раз «перестраивают» под стандарты жизни по-новому. Как показывает практика, любая революция, будь она оранжевой или достойной, в первую очередь «затрагивает» умы и души подрастающего поколения, которое прямо со школьной (если, не сказать, с детсадовской) скамьи, шагает на Майданы…
Основными участниками протестов 2004 года были 14-15 летние школьники, толчком к «революции гидности» послужили выступления «онижедетей». Сегодня большинство родителей недовольны системой образования. Те, у кого есть средства, предпочитают учить своих детей за границей: это отчетливо видно по отпрыскам элиты нации. Дети Президента Порошенко, например, учатся в Лондоне, там же — и дочь первого вице-спикера Ирины Геращенко. Дочери Юлии Тимошенко и Виктора Пинчука предпочли Швейцарию, «наследники» экс-главы Нацбанка Степана Кубива выбрали Канаду. Если «прошерстить» весь депутатский и министерский корпус, то большинство чиновников «сплавляют» детей в Европу — подальше от Украины, которая продолжает свои эксперименты в сфере реформы образования, убивающие саму классическую систему получения знаний. Учителя больше не могут спокойно учить детей, поскольку работают в постоянном ожидании «революционных перемен». На данный момент этим процессом руководит львовянка Лилия Гриневич. Пост министра образования она заняла в Кабмине по квоте «Народного фронта». Ее приход в правительство сопровождался громкими скандалами: Гриневич с ходу попыталась навязать Украине 12-летнюю школьную программу по аналогии с американской и отменить систему ВНО. Однако, сразу радикально реформировать школу, как полицию — по американским стандартам — грантоедке из фонда Сороса «Возрождение» не удалось. Да и выпускные экзамены украинские школьники сдают еще по системе ВНО. Тем не менее, ведомство Гриневич уже работает над сменой содержания образования: учебные программы будут в очередной раз пересмотрены, учебники переписаны, а школа начнет готовить детей к полезному труду, не забивая голову школьникам «лишними теориями». Гриневич намерена уже с осени предложить концепцию новой украинской школы: она станет предметом обсуждения на предстоящих августовских конференциях педагогов. Учителя с зарплатой в 100 долларов будут дискутировать о новых подходах к «компетентностному обучению». Сама же госпожа министерша предпочитает писать планы реформ в Канаде. Ее вступление в должность сразу было отмечено громким скандалом: Гриневич воспользовалась своим служебным положением и отпраздновала день рождения в Торонто в самом знаменитом ресторане «Alo Restaurant». Согласно большинству рейтингов, это заведение признано одним из самых лучших не только в Канаде, но и в мире. Средний чек на одного посетителя здесь составляет от $200. Как сообщил источник в Минобразования, командировку в Канаду Лилия Гриневич спланировала заранее, чтобы провести свой день рождения в Торонто за счет государства, которое покрыло ей и ее сопровождению стоимость перелета в обе стороны, проживание, питание и транспорт. На праздник главы Министерства пришли 19 человек. Таким образом, отдых в этом ресторане обошелся Лилии Гриневич, как минимум, в $4 тысячи. При этом пани министр продолжала корчить из себя скромного чиновника: накануне своего дня рождения Лилия Гриневич написала в соцсетях, что не будет ни от кого принимать даже подарки, чтобы избежать обвинений в коррупции.
Впрочем, это не единственный скандал, в котором оказалась замешана бывшая учительница биологии из Львова. Буквально через несколько дней после прихода в Минобразования Гриневич обнаружила, что школы буквально кишат сепаратистами и предложила увольнять учителей за неправильные взгляды.
Министр образования Лилия Гриневич сходу заявила, что в Украине не хватает законодательных оснований для увольнения учителей, которые проводят «антигосударственную политику» на своих уроках и потребовала массовых увольнений педагогов, не разделяющих идеи украинского национализма. То есть, можно смело говорить о том, что на посту министра Гриневич ставит две цели: подогнать украинскую школу под западные стандарты, когда детки сидят за партой по 12 лет, и провести зачистку системы образования от нелояльных преподавателей. Ирина Фарион могла бы гордиться своей землячкой: если «орлица» из нацистской партии «Свобода» проводила реформу дошкольного образования интуитивно, требуя от дедсадовских воспитателей называть деток только Оленками и Марийками, то Гриневич замахнулась на дерусификацию всей системы национального образования, при этом имея за плечами всего-то опыт лаборанта по биохимии во Львовском университете им. Ивана Франко и воспитателя группы продленного дня в школе. Именно с этого начинала свою карьеру нынешний министр в 1994 году, но, быстро сообразив, что «продленка» куда менее перспективна, чем «насаждение патриотических традиций», выросла до заместителя директора школы по национальному воспитанию. Что это значит? Приход в школу в вышиванке, разучивание патриотичных виршиков про героев УПА, очернение советского периода в истории Украины, школьные праздники в честь будущих героев Украины Шухевича и Бандеры. При этом Гриневич быстро сообразила, что без знания английского языка методичек по «реформам образования» из США и Канады ей не осилить и не продвинуть в школьные массы, поэтому в 1998 году она становится заместителем директора в спецшколе с углубленным изучением английского языка. И уже в начале 2000-х Лилия Гриневич плотно подсаживается на гранты фонда Сороса «Возрождение» и на американские деньги начинает создавать систему внешнего тестирования в Украине. То есть, по сути, была пионером ВНО и «борцом» с коррупцией в системе образования. Как известно, профессиональные борцы с коррупцией пачками взращивались в стране с подачи Госдепа сразу после оранжевой революции и прихода к власти Ющенко. Стоит ли удивляться, что в научной сфере Гриневич не отметилась никакими достижениями, самостоятельных идей никогда не продуцировала, зато выступала транслятором чужих идей на чужие деньги. Не будет преувеличением сказать, что нынешний министр ни разу в жизни не лоббировала отечественных приоритетов в сфере образования, поэтому внешние кураторы Украины по достоинству оценили потенциал воспитателя продленки.
Еще в 2005 году президент Ющенко издал указ «О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине», которым предусмотрено поставить заслон коррупции в системе образования путем скорейшего внедрения внешнего независимого тестирования. Этой темой и занималась Гриневич, причем, как оказалось, тестирование учащихся дело очень прибыльное. Согласно отчетам МВФ за 2002-2004 годы, Центр тестовых технологий (ЦТТ) получил и профинансировал 23 проекта на общую сумму 492 527 долларов США. Так, а кто у нас возглавлял на тот период Украинский центр оценивания качества образования? Да Лилия Гриневич же! Правда, по совместительству: львовская «биологиня» параллельно преподавала в Киевском Институте экономики и права «Крок» — еще одной западной «пустышке», практиковавшей заочное и дистанционное обучение. Но практика «покращення» образования на удаленной основе не помешала временному директору ЦТТ ввести и опыт компьютерного тестирования, хотя фонд «Відродження» таких задач никогда не выполнял.
Ну и что? Зато идеи о компьютерном тестировании послужили основанием для увеличения финансирования этого проекта до 200 млн гривен. Деньги были освоены, а тестирование вылилось в очередной эксперимент по экзаменации части выпускников по бумажной одновариантной технологии. Единственной же степенью защиты от «пристрастия» и коррупции служили пластиковые пакеты иностранного производства, разрекламированные директором ЦТТ Гриневич, в которых задачи доставлялись в пункты тестирования, а ответы абитуриентов отвозились к месту сканирования. Ну, вы поняли? Под видом новых технологий будущий министр впарила министерству импортные пластиковые папочки, аккумулировав под это дело солидные бюджетные средства. С этого и началось «восхождение» Гриневич по ступеням властной вертикали. Сперва «оценщица» заняла должность начальника главного управления образования и науки в Киеве. Придя в КГГА с командой Ющенко Гриневич сумела там продержаться и при «клятом коррупционере» Януковиче: аж до 2012 года. Конечно же, донецкая команда никому не могла больше доверить образование юных киевлян, кроме как приезжей учительнице из Галичины. Собственно говоря, попустительство в сфере образования, которую все президенты отдавали на откуп расово правильным жителям Западной Украины, усердно «сосущим» американские и европейские гранты. Так, по инициативе Гриневич в 2006- 2007 годах был создан киевский Центр научно-образовательных инноваций и мониторинга, который в течение ряда лет возглавлял человек с медицинским образованием – стоматолог. И ничего, прокатило. Какая разница: зубы лечить или мозги? Да еще за хорошие деньги: Гриневич для выкачки бюджетных средств перевела эту «лечебную контору» в статус коммунального предприятия «Центр мониторинга столичного образования».
К слову, в период работы Лилии Гриневич в Киеве ею был приглашен и допущен к финансовым документам главного управления некий Ян Горчинский (польский эксперт в области образования), чем государственный служащий нарушила нормы государственной безопасности. Тогда на это закрыли глаза и зря: уже через пару лет экспаты стали не просто консультантами и советниками, но и заняли ответственные государственные посты в Кабмине. Ну а польские консультанты продолжили «расти» вместе с Гриневич, которая пересидев в Раде два созыва (в 2012 и в 2014 прошла в Раду по спискам партии Яценюка), притащила «европейцев» и в МОН. Ныне, в качестве министра Гриневич продолжает сотрудничество с польским экспертом Горчинским (его материалы в качестве рекомендаций по реформам расположены на сайте Министерства образования). Возможно, это специфическая благодарность за кандидатскую диссертацию, которую помог состряпать учительнице биологии польский советник?
Впрочем, чему удивляться, если советы правительству и Порошенко дает «отец польской шоковой терапии» Бальцерович, а железной дорогой Украины руководит по скайпу польский рокер Балчун? Так что Гриневич как раз оказалась в тренде, воспользовавшись услугами польского специалиста. И какие же рекомендации министру дают европейские «коллеги»? Об одной мы уже рассказали: зачистка идеологически нелояльных к насильственной европеизации школы учителей. Второе направление: дискредитация предшественников, прежде всего, экс-главы МОН Дмитрия Табачника. В СМИ уже прослеживается информационная «джинса» на тему негативной работы «папередников», разваливших систему образования. Как видим, о реформах речь не идет, все усилия министр Гриневич намерена сосредоточить на «классовой борьбе». Это ее фирменный стиль: львовянка с непомерными властными амбициями не терпит конкуренции и, не исключено, ненавидит людей с более высокими профессиональными и человеческими качествами. Так что война МОН с профессионалами от образования будет жестокой.
Впрочем, завязывать с грантоедством г-жа министр тоже не собирается и активно использует международный опыт по «отмыванию» бюджетных и грантовых денег через общественные организации. Вообще принцип «юзанья» общественных организаций был заложен в закон «О высшем образовании» как норма, позволяющая государственным структурам заказывать выполнение определенных продуктов (разработок) и рассчитываться бюджетными деньгами. Основной организацией такого рода для МОН должно было стать Агентство качества высшего образования. Но поскольку профильное министерство не смогло повлиять на выборы руководства в Агентстве, его работа ныне «заморожена», а министр подбирает более сговорчивых общественников. Свои люди нужны: ведь наиболее крупные «финансовые оттоки» следует ожидать по решению вопроса с опорными школами. Опорные школы или хабы панируют создать по всей Украине. В чем суть «наХАБного проекта»? Есть во многих странах такая тактика, когда создаются опорные школы, оборудованные по всем современным стандартам. А школы, которые находятся в территориальной общине, выполняют функции филиалов хаба и учат базовым вещам. То есть, разделение учеников на «белых» и «черных». Проект пролоббировало еще правительство Яценюка, выделив в декабре прошлого года 170 млн гривен. Самое интересное: деньги на эксперимент с опорными школами появились в результате перераспределения госбюджета. Изначально эти миллионы гривен предназначались для школ на оккупированной территории Донбасса… Вот за счет них каждая область получит от 5 до 11 млн гривен, а министр МОН, видимо, солидный откат. Впрочем, только этими «скромными» взносами в личный бюджет чиновница ограничиваться не намерена: руководство МОН озвучило возможность поступления еще и донорской помощи (зарубежной, конечно) для организации опорных школ. Так что куш предполагается солидный. Как говорится, все лучшее – детям!