Своим сегодняшним предписанием Высший Королевский суд Великобритании оставил в силе пожизненный приговор гражданину Украины Павлу Лапшину, признанному виновным в убийстве и террористической деятельности. Остаток своих дней украинец проведет в тюрьме на одном из удаленных островов в Северном море. По словам аналитиков, процесс по делу Лапшиным и его наказание стали наглядной демонстрацией всей жесткости и бескомпромиссности британской Фемиды, провозгласившей курс на самое суровое порицание любых проявлений экстремизма. Предполагается, что уже в самое ближайшее время высшую по местному законодательству меру получат десятки подданных Ее Величества и иностранцев, заподозренных в дестабилизации общественной ситуации и попытке причинить ущерб имиджу английской короны.
В том, что объявленный в минувшую пятницу приговор молодому украинцу останется в силе и высшая инстанция оставит соответствующую апелляцию без внимания, никаких сомнений не было. Слишком уж велика тяжесть содеянных Лапшиным преступлений: смерть пожилого мусульманина и взрывы в лондонских мечетях всколыхнули британское общество. На с улицы вышли тысячи человек, требовавших «воздать по заслугам поддонку, который посягнул на религиозные чувства британцев». Подобные настроения наблюдались разве что в июне нынешнего года, после того, как исламский фанатик убил христианина-военного и отрезал ему голову. «Тот факт, что «украинский террорист» понес заслуженное суровое наказание, в британском социуме был воспринят едва ли не с ликованием, — сказал «ГолосUA» английский судебный психолог Дэвид Симмонс, — Для наших соотечественников крайне важно осознание наказуемости зла».
Кстати, именно на самом суровом наказании для Лапшина в свое время настаивал и королевский прокурор. В лучших ораторских традициях он призывал судей показать пример жесткого отношения к любому проявлению нетолерантности – расовой, национальной или религиозной. «только воздав преступнику по заслугам, мы предостережем других потенциальных радикалов от еще больших и страшных деяний, — сказал, в частности он. Следует особенно отметить показательность пресловутого процесса. Лапшину было предъявлено обвинение с молниеносной скоростью, а свидетели настолько четко и грамотно давали оказания, что у адвоката попросту не было весомых аргументов для того, чтобы хотя бы ненамного облегчить участь подсудимого. Кроме того, сам Лапшин, полностью признав свою вину и сознавшись, что планировал новые теракты, фактически упростил работу как прокурору, таки судьям. Присутствовавшие в зале заседания журналисты констатировали какую-то безучастность обвиняемого – складывалось впечатление, что он и сам хотел, чтобы приговор прозвучал и вступил в законную силу как можно скорее. «Поразительно, как он спокойно держался,- подчеркивает в своем редакционном материале репортер Томас Холланд, — Несмотря на молодой возраст и практически полное отсутствие перспективы освобождения, он устало улыбался, отвечал на поставленные вопросы и отказался выступить с покаянием в последнем слове. Громкого назидательного шоу у правосудия не получилось».
Как бы там ни было, а определенный урок из состоявшегося процесса британское правосудие, да и не только оно, все-таки вынесло. Аналитики подчеркивают, что в ходе суда стало ясно, что Лондон намерен в дальнейшем самым суровым образом карать террористов всех мастей, даже тех, кто не является британским подданным. Любопытно, что Украина, которая внимательно следила за развитием событий, заявила о своем нежелании добиваться экстрадиции Лапшина или хотя бы смягчения приговора. Таким образом, уже в течение ближайшей недели осужденный будет доставлен к месту отбывания наказания. Просить о смягчении приговора он сможет не ранее, чем через 50 лет…