Денис Гонтарь
08:30 10/11/2013

Накопил долги перед ЖЭКом – расстанься с автомобилем

Для любого автомобилиста его железный конь — это, по сути, член семьи. А кому хотелось бы, чтобы с его «родственником» случилось что-то непоправимое? Впрочем, бывают обстоятельства, когда у водителя машину могут забрать прямо на посту ГАИ. Причина – различные долги владельца авто: неоплаченные кредиты или квитанции за услуги ЖКХ. Как оказалось, таких случаев очень много по всей Украине. ГолосUA решил выяснить, насколько законно украинцев лишают автомобилей и как от этого уберечься?
Схема изъятия машины
Для начала разберемся, в каких случаях гаишники могут «увести» у вас машину на штрафплощадку. Конечно же, главная причина – это долги. Человек не гасит кредит, задолжал огромную сумму за услуги телефонному оператору или попросту не платит за квартиру.
Юристы, занимающиеся сферой ЖКХ, говорят, что порой граждане должны за потребленные тепло, свет и воду по несколько десятков тысяч гривен!
И вот, когда на письменные или устные напоминания, что нужно уплатить долг, нет никакой реакции, жилконторы начинают действовать, подавая в суд на должника. Такая же схема происходит и с банками. Причем, как уточняют правовики, нет какой-то минимальной долговой отметки, из-за которой на вас могут подать в суд. То есть, долг может быть, как 20 тыс. грн., так и 500 грн..
Впрочем, как уверяет адвокат, к.ю.н. Виктор Чевгуз, очень много граждан игнорируют заседания судов, на которые их вызывают и таким образом не отстаивают свои права.
«Такие люди даже не знают о решениях суда. Через месяц оно вступает в силу, выписывается исполнительный лист, который отправляется в исполнительную службу. Потом уже происходит взыскание имущества. Исполнитель может прийти в квартиру и за долги забрать холодильник, телевизор. То есть, предметы, которые не входят в перечень запрещенных», — отмечает Чевгуз.
Наравне с холодильниками-телевизорами стоит и автомобиль, то есть, его также могут забрать. Понятно, что машину должника никто не будет выслеживать. Государственная исполнительная служба просто заносит данные о человеке, у которого есть долг перед банком или коммунальщиками, в специальную базу. Если у должника имеется автомобиль – он попадает в список угнанных, а дальше уже работают правоохранители.
Для этого у Госавтоинспекции есть специальные системы под названием «Рубеж».
Они представляют собой видеокамеру, которая висит за несколько километров от поста ГАИ. Всего таких систем 95 по Украине и размещены они, в основном, на въездах-выездах из городов.
Проезжает машина должника и камера, сканируя госномер, передает сигнал на пост, что автомобиль числится в угоне.
«Эта машина задерживается и начинается проверка, — рассказал ГолосUA начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Украины Сергей Будник. – Инспекторы выясняют, каким образом был наложен арест на машину и каким органом, то есть, кто инициатор розыска машина. Например, это – районный отдел исполнительной службы какого-то города. Происходит информирование о задержании машины, составляется акт и авто забирают на штрафную площадку. Потом уже действует исполнительная служба».
За долги по ЖКХ редко забирают авто
Что ж, мы решили найти одну из систем «Рубеж» и посмотреть, как она работает.
Следуем на пост ГАИ при выезде из Киева в одесском направлении. Повезло, что гаишник оказался общительным и рассказал кое-какие премудрости своей работы.
«Да, система «Рубеж» у нас есть, — рассказал инспектор, правда, отказавшийся называть свое имя. – Как часто останавливаем машины должников? Бывает, можем неделю никого не тормозить по этому вопросу, а бывает, за день несколько машин остановим. Все зависит от системы: сигнал поступил – мы и останавливаем указанный автомобиль».
По словам инспектора, больше всего машин забирают на штрафплощадку за неуплату кредита.
«Относительно долгов за ЖКХ, так на моей памяти такого не было, чтобы за это забирали машины», — делится с нами гаишник.
Также удалось выяснить, где висит эта чудо-система, которая выявляет машины должников. Камера установлена на мостовом переходе на Одесской площади. Под ее прицел попадают машины, движущиеся по проспекту Глушкова в сторону выезда из города. Причем, сканируют они не переднюю часть машины, а заднюю. А через 1-2 км – пост ГАИ, на который и передаются данные.
По данным ГАИ, только за 10 месяцев текущего года по всей Украине за различные долги на штрафплощадки было отправлено почти 19 тыс. автомобилей.
Причем, юристы лишь разводят руками – все абсолютно законно. Если же гаишники не будут выполнять постановления исполнительной службы — сами ответят перед законом.
По словам Виктора Чевгуза, у должника не сразу отберут машину.
«Сначала исполнительная служба присылает должнику предупреждение о том, что открыто исполнительное производство. Дается 10 дней, чтобы урегулировать этот вопрос: добровольно его выполнить или оспорить. В 50% случаев исполнительная служба проигрывает в судах, если должник оспаривает ее решение. Но граждане этим часто не пользуются», — рассказывает юрист.
Чевгуз также советует все вопросы по долгам решать в досудебном порядке. Например, если на работе не платят зарплату и человек, таким образом, не может рассчитаться за кредит, нужно подавать в суд на работодателя, чтобы он отдал заработанные деньги. Хотя все мы знаем, как работает бюрократическая система и не факт, что исполнительную службу заинтересуют проблемы неплательщика.
Если же банк или ЖЭК уже подал в суд на должника, ему следует обязательно принять участие в судебном заседании.
«Нужно также включиться во взаимоотношения с исполнительной службой и выяснить хотя бы, на какое имущество наложен арест. Например, долг – 10 тыс. гривен. Тогда можно попытаться договориться, чтобы арест наложили на недвижимое имущество, которое находится в квартире, а машину не трогали», — отметил Чевгуз.
Космические цены за простой машины на штрафплощадке
Могут быть и такие неприятные моменты, когда человек купил машину по генеральной доверенности, а ее предыдущий владелец является должником. Тогда машину также заберут на штрафплощадку, причем, как утверждают юристы, абсолютно законно.
Дело в том, что нет такого вида продажи автомобиля, как по генеральной доверенности. В любом случае, владельцем машины остается тот человек, который выписал «генералку» и его фамилия записана в техпаспорте.
Так что человек, купивший автомобиль по доверенности, может себе ездить и не догадываться, что «истинный» владелец автомобиля накопил долги за услуги ЖКХ или же, например, не платит алименты. В один прекрасный день эту машину могут и забрать за долги. Так что юристы советуют при покупке машины сразу же оформлять ее на себя.
И самый последний, но очень важный момент. Многие водители-должники, попавшие в ситуацию с эвакуацией их машины, жалуются, что возвращение авто обходится порой чуть ли не в несколько тысяч гривен: нужно заплатить за саму эвакуацию, а также за простой на штрафплощадке.
Примечательно, что ГАИ не ведает этими «стоянками», ведь они находятся «под крылом» МВД, а министерство, в свою очередь, может заключать договоры с частными парковками на размещение на их территории арестованных машин. Вот частники и лупят цены за свои услуги, ведь стоимость данных услуги нигде толком не прописана. А ведь вернуть свою машину владелец-должник сможет только после того, как это разрешит исполнительная служба, то есть, может пройти неделя или еще больше времени. Все зависит от того, как быстро владелец погасит свой долг или договорится о постепенном возвращении денег банку или ЖЭКу.
В свою очередь, Сергей Будник заверил ГолосUA, что в ближайшие дни в правительстве должны утвердить единые тарифы на содержание арестованных машин на штрафплощадках.
К примеру, эвакуация машин обойдется ее владельцу в 600-800 гривен, а вот стоимость суток простоя на штрафной площадке пока неизвестна. 

Читайте также по теме