Реформа системы пенсионного обеспечения в Украине длится уже 10 лет. В отличии от многих других реформ, затеянных украинской властью она не вызвала массовых протестов и митингов, но от этого не стала менее важной для большинства граждан.
Принятый в 2003 году закон, который был достаточно уравновешен и, безусловно, мог совершенствоваться со временем, был жестко изменен уже осенью 2004 года, когда была полностью устранена связь между размером средней пенсии и средней зарплаты. Первая бомба под пенсионное обеспечение была заложена. С тех пор ситуация лишь ухудшалась: в пенсионное обеспечение вернулась «уравниловка», а сами пенсии как выплачивались почти по 30 разным законам так и выплачиваются. В результате в Украине есть привилегированные пенсионеры и… все остальные.
Попытки изменить данную ситуацию отличались, зачастую, лишь фамилиями авторов законопроектов. Несмотря на уже почти десятилетнюю работу нового пенсионного законодательства, предусматривающего переход от одноуровневой солидарной до трехуровневой страховой системы пенсионного обеспечения, в Украине работают только две части системы. Большая часть граждан платит сама или посредством своих работодателей ежемесячные взносы в обязательную государственную солидарную часть системы, а порядка 5-6% самостоятельно, на свой страх и риск, делают отчисления в негосударственные пенсионные фонды. Второй уровень системы, накопительный, так и не заработал. Потому что ни разу не удалось добиться выполнения всех обязательных (не говоря уже о необходимых) условий ее запуска.
Что же необходимо для нормального функционирования накопительной части пенсионной системы и действительно ли она поможет накопить деньги на достойную старость? Попробуем разобраться. Для начала – обязательные условия:
- бюджет Пенсионного фонда должен быть бездефицитным;
- в течение двух последних лет перед внедрением второго уровня пенсионной системы ВВП ежегодно должен увеличиваться не менее чем на 2%;
- должен быть создан реальный рынок негосударственного пенсионного обеспечения в стране;
- выплаты минимальных пенсий должны осуществляться на уровне, не ниже прожиточного минимума;
- должны быть созданы учреждений для надзора за функционированием накопительной системы.
Из этих пяти пунктов худо-бедно но достаточно явно выполнены только два последних условия. Да и то лишь потому, что минимальный прожиточный минимум в Украине такой, что на него проблематично выжить, а органам Пенсионного фонда Украины (ПФУ) и Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг) вменили в обязанность дополнительные контролирующие и надзорные функции. Первые три – не выполнены и вряд ли будут выполнены в ближайшем будущем.
Но для того, чтобы воспользоваться своими деньгами этого не достаточно. Чтобы хоть что-то накопить, необходимо либо иметь возможность увеличивать накопленное хотя бы на величину инфляции либо ценовая стабильность должна быть такой, чтобы и через 10 лет (минимально необходимый срок для получения первых выплат из накопительной системы) и через 30-35 лет (по выходу на пенсию) покупательная способность вложенных в нее денег оставалась как минимум неизменной.
Пока эти условия выполнены не будут, вводить накопительную систему не имеет смысла с точки зрения ее участников – граждан. Но… имеет смысл с точки зрения тех, кто будет этими деньгами управлять. Именно это и ставилось во главу угла в пояснениях к необходимости введения накопительной системы чиновниками и провластными политиками. Теперь же к ним присоединились и оппозиционные силы.
Пенсионная реформа, которую с подачи тогда еще вице-премьера Сергея Тигипко, продавили через парламент, предлагала не только повысить пенсионный возраст для женщин и снизить пенсии для работающих пенсионеров, но и предусматривала введение накопительной части пенсионной системы еще в 2013 году. Два года назад власть на это не пошла. Но сейчас, когда бюджетный дефицит растет с каждым днем, а вместо обещанных вице-премьером дополнительных 30 млрд грн поступлений в Пенсионный фонд, там образовалась «дыра» такого же размера, власть вспомнила о накопительной системе. Между прочим, Всемирный банк во второй раз за последние несколько месяцев ухудшил прогноз роста экономики Украины по итогам 2013 года до 0% с ранее прогнозируемого показателя в 1%. А значит дефицит бюджета ПФУ в этом году может быть еще больше, чем в 2012ом.
Поэтому сейчас и вспомнили дополнительном ресурсе покрытия бюджетного дефицита. Накопительная часть пенсионной системы предусматривает дополнительные отчисления в Пенсионный фонд 7% зарплаты для всех граждан моложе 35 лет. Это должно принести в казну примерно от 7 до 16 млрд грн в год и хоть частично, но перекрыть дефицит бюджета ПФУ.
А что это даст гражданам? При нынешней средней зарплате, размером чуть более 3300 грн в месяц, 7% ставит порядка 230 грн. А вот даст ли это прибавку к пенсии и какую – совершенно непонятно. Гривна постоянно дешевеет, а никаких индексаций даже на размер инфляции, накопительная часть пенсионной системы не предусматривает. Мало того, собранными деньгами будет распоряжаться не сам Пенсионный фонд, а управляющая компания. Которая может инвестировать деньги в различные коммерческие проекты и ценные бумаги. То есть деньгами будущих пенсионеров будут рисковать коммерческие структуры. Вернуться ли деньги с прибылью и вернуться ли вообще – никто на 100% гарантировать не может. Так что единственная реальность будет таковой: зарплата снизится на 230 грн, а вот что будет с пенсией – непонятно совершенно.
Говорит ли это о том, что сама идея накопительной части плоха? Нет. Она просто несвоевременна и не до конца проработана. И выполнима с пользой для граждан только тогда, когда к этому будут экономические предпосылки. Дефицит же бюджетов ПФУ и других фондов социального страхования, является фактором, который должен препятствовать началу работы накопительной системы. Но в погоне за деньгами сейчас, депутаты и чиновники внимания не обращают. Шансы на то, что данная инициатива власти будет поддержана оппозициею – высоки. Так что мало что может помешать ввести ее с 1 января 2014 года.