Накопительная пенсионная система: выгоды и риски

Принятие правительственного пакета изменений в пенсионное законодательство Украины, по недоразумению часто называемое «пенсионной реформой», имеет, пожалуй только один момент. который можно назвать позитивным. Это – долгожданное введение в действие нормы закона еще 7-летней давности о втором уровне системы пенсионного страхования – накопительной системе.

Выгоды

К однозначным плюсам накопительного уровня можно отнести:

— возможность получить из системы деньги как сразу, так и частями по договору; /> — завещать накопленные средства наследникам;
— накопить на прибавку к основной пенсии по возрасту.

Вот в принципе и все позитивные моменты. Но… и это уже очень неплохо.

Технология

Отчисления в накопительную систему предусматриваются на уровне от 2 до 7% с постепенным (на 1% в год) пошаговым увеличением процента отчислений. Параллельно с этим будет уменьшаться размер начислений на заработную плату, которую платит работодатель за каждого наемного работника в Пенсионный фонд. С целью недопущения уменьшения заработной платы наемных работников в связи с перечислением страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и физические лица, использующие наемный труд, производят:

— увеличение суммы фактических расходов на оплату труда, определенных Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», за счет уменьшения начислений на указанные суммы для работодателей;
— повышение в течение поэтапного увеличения размера страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд заработной платы всех работников, таким образом и в таких размерах, чтобы после вычета страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование и налога с доходов физических лиц заработная плата, подлежащая выплате, не была ниже фактически выплаченной заработной платы за год, предшествующий году увеличения размера страхового взноса в Накопительный пенсионный фонд.

При этом совершенно непонятно, кто и за чей счет будет компенсировать потери бюджета Пенсионного фонда от снижения поступлений, а также никак не предусмотрено устранение двойного налогообложения отчислений в Накопительную систему, поскольку подоходный налог с доходов физических лиц будет как обычно взиматься со всей зарплаты, увеличенной на те проценты, которые работодатель передаст наемным работникам. Ну а кто будет компенсировать работодателям увеличение расходов на заработную плату – вообще неизвестно.

Да и для приведения всей системы выплаты зарплаты в соответствие с законом, бухгалтерам придется срочно вспоминать высшую математику и интегральное исчисление, в частности. Потому как если увеличить зарплату на размер отчислений, то придется и увеличивать размер начислений на зарплату, а также корректировать все размеры выплат. Так что работы предстоит – масса.

Риски

Весьма интересно распределение денег в Накопительной системе. Она вроде бы и государственная и обязательная, за несвоевременную выплату страховых взносов в нее даже предусмотрены штрафные санкции, но при этом… управлять активами в Накопительной системе могут как частные компании по управлению активами (КУА), так и… негосударственные пенсионные фонды (НПФ)! А расходование средств – просто радует своей ориентированностью на бенефециариев системы – то есть пенсионеров. Так, согласно закону, средства накопительной системы пенсионного страхования используются для:

1) инвестирования с целью получения инвестиционного дохода в пользу участников накопительной системы пенсионного страхования;
2) оплаты договоров страхования пожизненных пенсий или осуществления единовременных выплат;
3) оплаты услуг компаний по управлению активами Накопительного фонда или соответствующего негосударственного пенсионного фонда – субъекта второго уровня системы пенсионного обеспечения;
4) оплаты услуг хранителя Накопительного фонда или соответствующего негосударственного пенсионного фонда — субъекта второго уровня системы пенсионного обеспечения;
5) оплаты услуг по проведению плановой аудиторской проверки Накопительного фонда или негосударственного пенсионного фонда – субъекта второго уровня системы пенсионного обеспечения;
6) оплаты услуг советника по инвестиционным вопросам;
7) оплаты услуг исполнительной дирекции Пенсионного фонда по администрированию Накопительного фонда, в том числе на проведение конкурсов в порядке и размерах, установленных Советом Накопительного фонда, или оплаты услуг по администрированию негосударственного пенсионного фонда – субъекта второго уровня системы пенсионного обеспечения (кроме случаев, когда администрирование осуществляет юридическое лицо – единоличный учредитель).

Как видно, на пенсии из семи позиций возможного расходования средств выделяется только одна, а на первом месте стоят… инвестиции.

Также совершенно непонятно, каким образом будет обеспечиваться страхование средств, находящихся в накопительной системе от рисков девальвации национальной валюты и роста инфляции. При этом совершенно непонятно, что делать, если инвестиции были неудачными. Потому как законом не предусмотрено ничего похожего на аналог Фонда гарантирования вкладов физических лиц, существующий в банковской системе. Что прикажете делать – если компания по управлению активами – разорится? Компенсаций  из бюджета – законом не предусмотрено. Системы перестраховки инвестиционных рисков, обязательных для КУА или НПФ – также в законе не замечено

Читайте также по теме