Карина Акопян
07:11 25/06/2017

Налегке и подешевле: будет ли МАУ дружить с бюджетными конкурентами

Новость о том, что Украина все-таки получила безвизовый режим, обрадовала даже скептиков. Все необходимые документы подписаны, очереди в паспортные службы не уменьшаются, а билеты в долгожданные безвизовые отпуска бронируются задолго до поездок. Но удастся ли простым украинцам воспользоваться всеми преимуществами безвизового режима и сэкономить на перелетах, а кому нужно приубавить «аппетит»?

Накануне самый крупный пассажирский авиаперевозчик страны «Международные авиалинии Украины» объявил о внедрении системы дешевых авиабилетов Low Cost. Такое решение авиакомпании-монополиста удивило многих ее постоянных пассажиров, которые все предыдущие годы платили за перелеты немалые суммы. Такая программа экономии касается как перелетов по Украине, так и международных рейсов. Но не стоит торопиться собирать свой багаж, так как cэкономить на билетах можно только при условии раннего бронирования. МАУ установила временные и количественные ограничения.

Система Low Cost действует при условии покупки билета за 6,8 и 10 месяцев. Например, планируя перелет по Украине за 10 месяцев, за билет можно заплатить 249 гривен в один конец. В случае покупки билета за 8 или 6 месяцев до перелета, цена будет немного выше, но останется доступной человеку со средним месячным доходом. Бесспорно, с помощью такой системы многие украинцы, которым ранее авиаперелет был не по карману, смогут себе это позволить. Но таких билетов в год планируется в количестве 500 тысяч.

Открываем двери Европе

Перед тем, как МАУ объявил о новой системе скидок, стало известно, что на украинский рынок пассажирских авиаперевозок заходит самый крупный Low Cost Европы родом из Ирландии – Ryanair. Стоит отметить, что у этой авиакомпании грандиозные планы на украинского пассажира. По данным руководства «бюджетки», оно ожидает пассажиропоток только из Киева 250 тысяч человек. Компания также будет летать и со Львова.

Из Киева авиакомпания будет совершать рейсы в Соединенное Королевство, Нидерланды и Швецию, а со Львова – в Германию, Польшу, Нидерланды, Великобританию и Венгрию. Средняя цена на билеты рейсов Ryanair составляет порядка 45-46 евро, что приблизительно равно ценам на рейсы с продолжительностью 3 и более часов Международных авиалиний Украины. Полеты авиакомпании стартуют уже осенью 2017 года. Открывать свою базу данной авиакомпании руководство пока не намерено, все самолеты будут приходить из-за рубежа.

Конкуренция авиаперевозчиков

Получение безвизового режима, безусловно, стало ключевым аспектом в появлении бюджетных авиаперевозок. Очевидно, что эти перевозчики поспособствовали тому, чтобы «Международные авиалинии Украины» снизили свои тарифы. Несмотря на то, что программа по внедрению бюджетных тарифов стартовала намного ранее, внедрить систему Low Cost украинской авиакомпании удалось  только к подписанию безвизового режима.

Трудно представить, как крупнейшая авиакомпания страны МАУ будет бороться с мировыми бюджетными авиалиниями, однако в компании Ryanair уверены, что, как бы ни старались другие компании, им не удастся составить конкуренцию ирландцам.

Авиакомпания имеет абсолютно новый флот и самые низкие операционные расходы среди других авиакомпаний. Впоследствии — самые низкие цены на билеты. Следующий европейский лоукост, по средней цене на билет, дороже на 25%, и он не работает в Украине. Поэтому на украинском рынке будет только один настоящий лоукост-перевозчик, и это – Ryanair.

В свою очередь руководство лоукоста считает, что МАУ, как частная авиакомпания, не должна иметь никаких льгот или же помощи от государства, а напротив – честно конкурировать на авиационном рынке. Стоит отметить, что МАУ имеет развитые маршруты в восточном направлении, в чем всегда выигрывало на рынке украинских пассажирских перевозок. Это те направления, цены на которые всегда были на порядок выше, чем в европейские страны. Также процент «занятости кресел» в эти направления всегда был очень высок – в среднем 95%. И как только речь шла о новых перевозчиках, которые планировали летать в страны, например, Южного Кавказа и предлагали более доступные тарифы – их амбиции быстро утихали. Так, авиакомпания YanAir, которая планировала совершать рейсы в Грузию и Армению, осталась наедине только с Грузией, а своеобразный монополист МАУ оставил за собой право быть единственным авиаперевозчиком, который совершает рейс Киев-Ереван-Киев, при этом увеличив количество рейсов до двух в сутки, а так же периодичность – рейсы летают ежедневно. Поэтому будет ли МАУ сотрудничать с другими авиакомпаниями – вопрос скептический. Делиться уж точно не будут.

Недочеты аэропортов

Как ни прискорбно, однако в Украине на сегодняшний день авиационное обслуживание в аэропортах остается одним из самых дорогих в Европе. Цены на топливо в украинских аэропортах выше, чем в среднеевропейских странах. Также возможность зарабатывать авиакомпаниям дополнительные доходы существенно ограничивают таможенные правила, а в условиях дешевых тарифов именно они помогают авиакомпаниям выжить. Никто не собирается отменять ставку НДС, которая равна 20%. А это автоматически на 20% удешевило бы билеты для украинских граждан.

Также в Украине невероятно дорогие кредитные ресурсы и финансирование. Существуют также единые ставки для пролетов по территории Украины. Это касается как внутренних, так и международных рейсов, как украинских авиакомпаний, так и иностранных, что также не дает значительно улучшить условия перелетов.

Пока очевидно то, что у компетентных органов просто нет желания и потребности удешевить перелеты для украинских граждан, активизировать внутренний рынок и сделать из Украины действительно авиационную страну, исходя из ее возможностей и масштабов. И, конечно же, украинским аэропортам придется уменьшить свой «аппетит» в сфере обслуживания воздушных суден, если уж мы действительно настроены открыть «небо» для зарубежных агентов, расширив свои пассажирские перевозки. 

Читайте также по теме