- В начале июня Правительство вернулось к идее взимать налог с покупки и продажи валют в пользу Пенсионного фонда Украины. Пока что решение не окончательное, и задекларированная ставка налога в 1% может быть изменена. Однако, в любом случае подобная идея говорит о серьезнейших просчетах как в бюджетной политике отдельно, так и в экономической политике в целом.
- Напомню, что в этом году социальные стандарты повышаются всего два раза – в январе и в декабре. А значит, расходы Пенсионного фонда остаются фактически неизменными от месяца к месяцу. Новые же налоги вводятся тогда, когда денег не хватает. Почему же их не хватает? Ведь рост количества пенсионеров намного меньше, чем в предыдущие годы – за счет более позднего выхода на пенсию женщин, военных, мужчин-чиновников, которым был увеличен страховой стаж и пенсионный возраст. Этот процесс достаточно хорошо прогнозируется, поэтому отнести его к разряду неожиданностей невозможно.
- То, что уровень зарплат за 4 месяца этого года (и скорее всего, ситуация за май повторится) оказался ниже, чем в декабре, тоже не должно удивлять правительство. Ведь эта тенденция сохраняется в течение последних пяти лет и поэтому также является хорошо прогнозируемой.
- Следовательно, при подготовке Бюджета были допущены серьезнейшие просчеты, которые теперь и требуется исправлять путем введения новых налогов. Или же уровень безработицы в Украине выше, чем об этом сообщает официальная статистика. Также можно предположить, что введение нового налога является неким подготовительным этапом к снижению ставки единого социального взноса.
- Однако в этом случае теряется смысл этого самого уменьшения – ведь делается оно для снижения нагрузки на бизнес и повышения экономической активности предприятия, что и должно компенсировать уменьшение поступлений от каждого субъекта экономической деятельности увеличением количества таких субъектов. Значит, и этот момент в Кабмине также просчитали плохо.
- Введение любого налога на покупку-продажу валют, в первую очередь, скажется не на частных лицах, меняющих свои сбережения или покупающих доллары для своих целей, а на импортерах и экспортерах.
- Импортеры поднимут цены на ввозимую продукцию, чтобы компенсировать введение нового налога, который скорее всего нельзя будет отнести к себестоимости продукции, поскольку он не является прямым. В итоге стоимость импортных товаров в Украине увеличится. Если кто-то думает, что 1% — это мало, то напомню, что при нулевой инфляции, фиксируемой Госстатом, стоимость основных продуктов и услуг постоянно растет. Так что дополнительные факторы роста только ухудшат сложившуюся ситуацию.
- Экспортерам же придется снижать свою рентабельность, поскольку ситуация на внешних рынках итак не благоприятствует практически всем основным видам продукции, которые Украина поставляет за рубеж, кроме разве что зерна и масличных. Кроме того, экспортеры в обязательном порядке продают 50% валютной выручки, а значит, объем средств, который они могут потратить на модернизацию, снизится. В итоге не исключено, что для компенсации подобных потерь им придется либо снижать затраты на производство. В наших условиях это означает уменьшение зарплат или сокращение штатов, т.е. повышение уровня бедности и безработицы.
- Любые попытки «нетрадиционным способом» пополнить Бюджет вместо грамотной и продуманной экономической политики всегда приводят к отрицательным результатам. Хотя на небольшом отрезке времени и могут помочь собрать чуть больше денег.
Во время большой войны ключевыми вкладчиками в украинских банках стали военнослужащие и...