Налог на валюту, как последствия бюджетных просчетов

В начале июня Правительство вернулось к идее взимать налог с покупки и продажи валют в пользу Пенсионного фонда Украины. Пока что решение не окончательное, и задекларированная ставка налога в 1% может быть изменена. Однако, в любом случае подобная идея говорит о серьезнейших просчетах как в бюджетной политике отдельно, так и в экономической политике в целом.
Напомню, что в этом году социальные стандарты повышаются всего два раза – в январе и в декабре. А значит, расходы Пенсионного фонда остаются фактически неизменными от месяца к месяцу. Новые же налоги вводятся тогда, когда денег не хватает. Почему же их не хватает? Ведь рост количества пенсионеров намного меньше, чем в предыдущие годы – за счет более позднего выхода на пенсию женщин, военных, мужчин-чиновников, которым был увеличен страховой стаж и пенсионный возраст. Этот процесс достаточно хорошо прогнозируется, поэтому отнести его к разряду неожиданностей невозможно.
То, что уровень зарплат за 4 месяца этого года (и скорее всего, ситуация за май повторится) оказался ниже, чем в декабре, тоже не должно удивлять правительство. Ведь эта тенденция сохраняется в течение последних пяти лет и поэтому также является хорошо прогнозируемой.
Следовательно, при подготовке Бюджета были допущены серьезнейшие просчеты, которые теперь и требуется исправлять путем введения новых налогов. Или же уровень безработицы в Украине выше, чем об этом сообщает официальная статистика. Также можно предположить, что введение нового налога является неким подготовительным этапом к снижению ставки единого социального взноса.
Однако в этом случае теряется смысл этого самого уменьшения – ведь делается оно для снижения нагрузки на бизнес и повышения экономической активности предприятия, что и должно компенсировать уменьшение поступлений от каждого субъекта экономической деятельности увеличением количества таких субъектов. Значит, и этот момент в Кабмине также просчитали плохо.
Введение любого налога на покупку-продажу валют, в первую очередь, скажется не на частных лицах, меняющих свои сбережения или покупающих доллары для своих целей, а на импортерах и экспортерах.
Импортеры поднимут цены на ввозимую продукцию, чтобы компенсировать введение нового налога, который скорее всего нельзя будет отнести к себестоимости продукции, поскольку он не является прямым. В итоге стоимость импортных товаров в Украине увеличится. Если кто-то думает, что 1% — это мало, то напомню, что при нулевой инфляции, фиксируемой Госстатом, стоимость основных продуктов и услуг постоянно растет. Так что дополнительные факторы роста только ухудшат сложившуюся ситуацию.
Экспортерам же придется снижать свою рентабельность, поскольку ситуация на внешних рынках итак не благоприятствует практически всем основным видам продукции, которые Украина поставляет за рубеж, кроме разве что зерна и масличных. Кроме того, экспортеры в обязательном порядке продают 50% валютной выручки, а значит, объем средств, который они могут потратить на модернизацию, снизится. В итоге не исключено, что для компенсации подобных потерь им придется либо снижать затраты на производство. В наших условиях это означает уменьшение зарплат или сокращение штатов, т.е. повышение уровня бедности и безработицы.
Любые попытки «нетрадиционным способом» пополнить Бюджет вместо грамотной и продуманной экономической политики всегда приводят к отрицательным результатам. Хотя на небольшом отрезке времени и могут помочь собрать чуть больше денег.

Читайте также по теме