Как раз в тот момент, когда Министерство экономики Украины зафиксировало максимальный с 2001 года уровень тенизации отечественной экономики, правительство одобрило законопроект о налоговой амнистии для физических и юридических лиц, имеющих теневые доходы. Впрочем, данные Минэкономики относятся ко второй половине 2008 года, а действие спасительного законопроекта будет распространяться на первую половину 2010. Что же произойдет в течение нынешнего – 2009 года, когда, как считают эксперты, пик кризиса будет сопровождаться дальнейшим уходом бизнеса в тень?
Кабинет министров на своем заседании одобрил законопроект «Об особом порядке декларирования доходов, с которых не уплачены налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды», ранее разработанный Министерством финансов. Данный документ предусматривает проведение с 1 января 2010 года налоговой амнистии для всех физических и юридических лиц, которые в течение первого полугодия следующего года добровольно задекларируют собственные теневые доходы в любой форме – наличных средств в национальной и иностранной валюте, ценных бумаг, долей в имуществе компаний, движимого и недвижимого имущества.
При этом для легализации доходов в виде наличных средств декларант должен будет разместить их на счетах украинских или иностранных банков. Что же касается стоимости активов или имущества, то она будет определена самим декларантом исходя из общего уровня цен, сложившегося на соответствующем рынке на момент подачи декларации. Сама процедура легализации, согласно нормам законопроекта, предполагает уплату государственной пошлины за ранее сокрытые доходы, ставки которой определены в зависимости от периода подачи декларации. Так, в течение первого месяца амнистии декларант сможет отделаться 4% от стоимости объекта декларирования, второго и третьего – 6% и в течение последних трех месяцев – 8%.
Разумеется, как подчеркивают в пресс-службе Минфина, нормами законопроекта также предусмотрены и государственные гарантии для субъектов легализации доходов. То есть, «физические и юридические лица, которые добровольно задекларируют свои теневые доходы, гарантированно не будут привлекаться к криминальной или административной ответственности за нарушение налогового законодательства относительно легализуемых объектов».
Весьма примечательно, что обнародование данного законопроекта состоялось одновременно с публикацией данных об уровне тенизации украинской экономики, который, согласно выводам Минэкономики в прошлом году достиг максимальной отметки с 2001 года. Следует отметить, что, оставаясь почти неизменным до 2004 года, когда он составлял 30,7% ВВП, в течение последующего времени он постепенно снижался и к концу первого полугодия прошлого года достиг 28%. Однако с началом кризиса только за второе полугодие прошлого года он вновь подскочил до 31,1%.
Наряду с этим специалисты Минэкономики констатируют, что кризис повлек за собой и смену отраслей-лидеров тенизации. Так, если до его начала наиболее тенизированным был сектор услуг, то в фазе кризиса в тень начал уходить реальный сектор, то есть – промышленность. При этом, как отмечают в Минэкономики, существенное уменьшение количества теневых операций в секторе недвижимости (с 39,1% до 28,5%) и банковском секторе (с 31,3% до 20,1%) вызвано отнюдь не тем, что правила игры в этих сегментах экономики стали более прозрачны, а снижением общего числа сделок в одном и потерей доверия граждан – в другом. /> В свою очередь рост уровня тенизации в промышленности эксперты Минэкономики связывают с тем, что в условиях ухудшения мировой конъюнктуры и связанного с этим падения доходов, большинство предприятия начали «создавать резервы для существования в 2009 году путем сокрытия части прибыли». При этом максимального уровня тенизация достигла в производстве кокса и продуктов нефтепереработки (45,1%), легкой (42,9%), добывающей (42%), за которым следуют пищевая промышленность (40,8%), металлургия (39,3%), машиностроение (36,2%) и обрабатывающая промышленность (35,3%).
Как бы то ни было, но поскольку данные Минэкономики относятся ко второму полугодию 2008 года, а действие законопроекта рассчитано на первое полугодие 2010, этот нормативный акт вряд ли может быть воспринят как оперативная реакция на вызванную кризисом волну тенизации экономики. По мнению директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, подлинно эффективной контрмерой со стороны правительства стало бы снижение налогового давления на те отрасли, которые, согласно выводам Минэкономики, в наибольшей степени ушли в тень, уже сейчас. Что создало бы необходимые условия для их своевременной детенизации и без налоговой амнистии.
Впрочем, отдельные представители крупного бизнеса категорически отрицают сам факт его принадлежности к теневым зонам экономики. В частности, как считает президент индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд, кризис вызвал волну тенизации как раз в сфере малого и среднего бизнеса, в то время как базовые отрасли, например машиностроение, «работают в режиме прозрачности». Тем не менее, эксперты считают что связанная с кризисом тенденция к росту тенизации уровня украинской экономики в течение нынешнего года будет нарастать. В частности, директор Института собственности и свободы Дмитрий Ляпин уверен, что «рост давления власти на бизнес будет стимулировать его дальнейшее движение в тень». А потому – в данном контексте анонсированное Кабмином вступление в силу в первом полугодии 2010 года законопроекта о налоговой амнистии выглядит как милостивая индульгенция всем бизнесменам на весь текущий год, поскольку попросту стимулирует выведение в тень активов и капиталов сегодня, дабы без всяких осложнений легализовать их завтра.