Налоги, политика, традиции: что влияет на ощущение счастья и несчастья украинцев

Украина стала самой несчастливой страной в Европе, согласно рейтингу Всемирного отчета о счастье (Global Happiness Levels 2021). Коэффициент счастья в нашей стране оценили в 4,9 балла, тогда как средний по Европе – 6,4. Корреспондент ГолосUA выяснял, с чем у украинцев связаны ощущения счастья и несчастья.

Результаты соцопроса Global Happiness Levels 2021 от организации Visual Capitalist показали, что украинцы сильно вовлечены в проблемы политики и экономики. Для выявления факторов, влияющих на ощущение счастья, учитывались такие показатели, как ВВП на душу населения и средняя продолжительность жизни, а также социальная помощь, свободы в жизненном выборе, восприятие коррупции и субъективные аффекты.

В Visual Capitalist указали, что в Украине большой проблемой остается коррупция, и на уровень ощущения счастья украинцев повлияли, в частности, ситуация с безопасностью, экономикой и политикой.

Настроение украинцев и налоги

Социолог Дмитрий Марунич рассказал ГолосUA, почему украинцы, которые не работают в политике и не связаны с экономикой, расстраиваются из-за ряда событий в этих сферах.

«Политика и экономика – это сферы общественной жизни. У меня есть предположение, почему украинцы переживают из-за событий в этих сферах. Украинская экономика находится в нестабильном состоянии, в политике происходят частые перемены. И на настроения украинцев влияет еще и ситуация с коронавирусом и локдаунами, которые добивают экономику. Все эти факторы содействуют повышению уровню тревожности, это очевидно. И эти перемены не заканчиваются. Недавно в Украине были анонсированы изменения в налоговое законодательство (налоговая амнистия капиталов, «налог на огороды», изменения в налогообложение сельхозземель, налоги на недвижимость и т.д.). Я допускаю мысль, что эти налоги власть хочет ввести не для того, чтобы «раздраконить» общество, а не выполнять обязательства, взятые Украиной перед западными партнерами. Но также допускаю, что эти новые налоги нужны, поскольку в экономике сейчас ситуация печальная: несколько кварталов подряд продолжалось падение и только во 2 квартале появились признаки роста. Но не факт, что к концу 2021 года мы выйдем на уровень ВВП 2020 года. Поэтому власть расширяет список налогов, потому что в бюджете не хватает денег. Возможно, власть ощущает нехватку денег, в частности, из-за проекта «Большое строительство»: на строительство не хватает денег, дефицит средств в бюджете большой. В то же время украинцы болезненно воспринимают те факты, когда появляются сообщения о разворовывании госбюджета. Это все в комплексе не может не расстраивать и не раздражать людей», — говорит социолог.

Украинцы и работа чиновников

Также Д.Марунич выразил мнение, что политики и чиновники не учитывают интересы большинства населения при лоббировании тех или иных проектов, которые реализуются за счет госбюджета и средств налогоплательщиков. Таким образом, власть работает не в интересах людей, а политики реализуют проекты, которые не соответствуют нуждам населения.

«У политических групп влияния есть разные интересы. Я допускаю, что эти интересы не коррелируют с интересами большей части общества. Так бывает не только в Украине. И тогда лоббирование интересов политических групп влияния выглядит так, будто они выступают против интересов населения, которое далеко от политики. Это не надо воспринимать как разжигание конфликтов в обществе, это — суть политики, когда интересы политических групп влияния идут вразрез с потребностями большей части общества. Однако эта деятельность создает мнение, что власть о людях не думает», — сказал эксперт ГолосUA.

По мнению социолога, фактор обособленности политики и сферы госуправления от нужд общества формирует у общества недоверие к власти.

Украинцы и война на Донбассе

Казалось бы, на настроения украинцев должна влиять сложная ситуация на Донбассе и усиливать чувство несчастья. Но, как утверждает конфликтолог Богдан Петренко, события на Донбассе усиливают у украинцев чувство семейного родства и отвлекают внимание от бытовых неурядиц.

«В Украине уровень счастья не всегда зависит от материального достатка. Есть мнение экспертов, что люди были не совсем довольны жизнью накануне кризиса 2008 года, в период относительной экономической стабильности, и остаются несчастными во время кризисов. А снижение уровня безопасности, скорее, приводит к тому, что украинцы начинают ценить то, что имеют сейчас. Доклад Украинского Института исследования экстремизма показал: в начале войны на Донбассе украинцы, например, больше держались за свои семьи, воспринимали их как «островки безопасности». Но когда чувство безопасности росло, недовольство нынешним своим благосостоянием у людей возвращалось на прежний уровень. Уровень счастья — он всегда субъективен. Из-за субъективности этого уровня, я думаю, украинцы не замечают ни рост благосостояния, ни повышение уровня безопасности. Возможно, потому, что рост уровня безопасности всегда происходит очень медленно и почти незаметно», — сказал он ГолосUA.

Украинцы и традиции

На настроения украинцев, их ощущения счастья или несчастья влияют также привычки «выпячивать» негативные моменты своей жизни, добавляет конфликтолог Б.Петренко.

«В Украине есть традиция – демонстрировать собственные несчастья. Это, вероятно, следствие того, что население длительно находилось в условиях тоталитарных режимов, где выделяться среди соседей, — это навлечь на себя дополнительное внимание со стороны властей и силовых структур. С другой стороны, это боязнь того, чтобы «не сглазили». Украинцы эмоциональны, часто верят в иррациональные вещи — заговоры, загробную жизнь, проклятие, сглаз. И еще украинцы любят прибедняться. Примеры из жизни: даже те, у кого доход в несколько раз выше среднего в стране, расскажут о том, как сложно жить, какие высокие налоги и как приходится перебиваться с хлеба на воду», — выразил он ГолосUA свое мнение.

Украинцы и «поиск крайнего»

Б.Петренко также указывает на то, что украинцы склонны ждать кого-то «сильного и ловкого» для устранения проблем в их жизни.

«Эта важная составляющая эмоционального настроя украинцев называется экстернальность — неспособность взять на себя ответственность за свою жизнь. Некоторые современные украинцы ожидают, что их проблемы решит кто-то другой — старая власть, новая власть. Но если проблемы не решаются, то люди ищут «крайних», виновных в этом несчастии. Это могут быть муж, жена, теща, соседи, неправильная власть, внешнее управление страной… И если человек постоянно ищет «крайних», то он всегда будет в плохом настроении, не будет удовлетворен, потому что так он уже не хозяин своей жизни. Он словно бы не может ничего решить и исправить. И занимается обвинением «крайних», вместо того чтобы искать возможности выхода из проблемы», — рассказал конфликтолог ГолосUA.

Счастье бедных и счастье богатых украинцев

О том, что такое счастье человека с философской и психологической точки зрения ГолосUA рассказал психолог, научный сотрудник лаборатории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии НАПН Украины Владимир Савинов.

«Я думаю, люди могут быть счастливы благодаря материальным достижениям (автомобиль, шуба, квартира, особняк, статус в обществе, высокая зарплата). Но эту взаимосвязь «материальные достижения — счастье» никак нельзя назвать линейной. За материальными достижениями есть, например, ожидания строгих родителей, которые повзрослевший ребенок реализовал. То есть вроде бы достиг статуса, хороших доходов, но если проанализировать причину чувства счастья, то окажется, что чувство счастья не от материального, а от того, что достиг некоей вершины, чтобы получить одобрение родителей. «Счастье» – больше философская категория, чем психологическая. Это значит, что оно зависит не так сильно от материального, психических процессов и свойств личности, а больше от мировоззрения, концепции мироустройства человека, «картины мира». «Картина мира» человека показывает, «как всё должно быть», «какова моя роль в данных обстоятельствах». Отвечая себе на эти вопросы, каждый человек испытывает, либо не испытывает чувство счастья. Если человек считает, что его важные ценности реализуются, то счастье, скорее всего, возможно. Независимо от объективных измерений этих ценностей. Добавлю, что до определенного момента человек ощущает счастье от удовлетворения своих базовых потребностей (еда, одежда, здоровье, безопасность, интегрированность в социум и т.д.) И как только человек вышел на уровень удовлетворения базовых потребностей, эта связь «материальные достижения – счастье» разрывается и становится всё более нелинейной. Другими словами, таким людям стоит искать «дело для души», чтобы чувствовать себя счастливыми», — рассказал психолог ГолосUA.

Читайте также по теме