-
Сегодня все православные верующие отмечают Святую Троицу — один из самых значительных в церковном календаре праздников (Троица — это Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух — ред.) Согласно церковным канонам он отмечается на 50-й день после Пасхи, за что получил название Пятидесятницы. Обычно к этому событию все храмы, где будут проходить праздничные литургии, дома и прочие помещения заполняются целыми охапками свежего зелья: цветов и всевозможных пахучих трав. Ими украшают окна, двери, кладут вокруг образов, выстилают пол … Но, оказывается, что эта деталь не столько элемент церковного праздника, как дань еще языческой традиции наших предков, которые таким образом отмечали прощание с весной и приветствовали начало лета.
Исследователи народных традиций отмечают, что большинство древних обрядов и обычаев наших далеких предков, если они совпадали по времени с христианскими праздниками, постепенно объединялись между собой и ассимилировались, образуя новые традиции. Таким образом, древнее чествование богини весны, голубоглазой блондинки Лады, со временем было забыто, а обычаи, сопровождавшие его, остались, обретя новое христианское содержание. Сохранилась и народное название – Зеленые праздники (или Русалии) — так славяне называли время перехода весны в лето, время поклонения деревьям, травам, цветам и солнцу. Оно знаменовало конец весны и зачин лета, и считалось одним из важнейших в сезонном календаре у всех славянских народов.
- На особое значение этого праздника указывает и целая неделя подготовки к нему. В Украине она называется клечальной, потому что в этот период косят луга, срезают зеленые ветви, заготовляют любисток, чабрец, душицу, мяту, татарское зелье, полынь и клечают (украшают) ими жилые помещения и хозяйственные постройки. Наши предки считали, что таким образом они смогут защитить свое жилье, а главное — свои огороды и поля от очень опасных в это время полевых и лесных духов, которые могли навредить будущему урожаю. По окончании Троицы зеленые ветки сжигалось, а букеты благоухающих трав и цветов, освященные в церкви, засушивались и хранились за иконами на всякий случай. Скажем, их могли класть под свежее сено, чтобы оно не прело, или же в кладовую, чтобы не водились мыши, в норы на грядках от землероек, кротов или даже на чердак, чтобы уберечь здание от пожара.
- После принятия христианской веры, эти обычаи стали еще более торжественными. Обычно на праздник Троицы, люди не выходили на работу в поле или на огород. Разрешалось только женщинам хлопотать у печи, готовя праздничное угощенье. Затем все наряжались в праздничную одежду и шли в церковь на службу, неся букеты полевых и лесных цветов. Дорогой люди приветствовали друг друга со святым воскресеньем. А после службы происходило освящение букетов и крестный ход к колодцам, чтобы освятить их, сбрызнув святой водой. Иногда, по желанию хозяев — освящались дома и все подворье для защиты от различных духов, которые в эти дни оживляются и стараются навредить людям. А уже после всех этих обрядов и праздничного застолья начинались веселые молодежные гуляния и забавы.
- Русалии ( он же Духов день) в народном понимании всегда был окутаны ореолом мистицизма. Непременными гостями в этот период считались души умерших. Их старались помянуть в субботу накануне Троицы, которую наши предки называли родительской. С особой осторожностью относились и к другим духам, живущим в полях, лугах и лесах. Их называли Русалками, Мавками, Нявками, Криницами, Берегинями, Литавицами, Огневицами… Их считали красивее всех земных девушек, нагими с прекрасными бездонными глазами и длинными волосами. И горе было тому, кто встретится с этими колдуньями: они могли соблазнить своими чарами, а потом защекотать до смерти или забрать с собой. Поэтому считалось очень опасным в это время ходить в одиночку в лес, на луг или к воде. Кроме того, на этой неделе строго запрещалось купаться в реках, прудах или озерах из-за опасений попасть в руки к Русалкам.
- Словом, существовало множество разных народных обычаев и обрядов, происходивших параллельно с церковной службой. В течение всей Русальной недели девушки плели венки — таким образом они готовились к одному из главных гаданий в году, когда можно было узнать о своей судьбе. На Троицу девушки бросали сплетенный венок в реку и смотрели, как он себя поведет: сразу утонет — в этом году замужество девушке не светит, а если поплывет, да еще и против течения — следует готовиться к свадьбе. А еще в этот день принято было гадать на здоровье и продолжительность жизни своих родных. Для этого брали венок, сплетенный накануне, и начинали его развивать, чтобы проверить, насколько хорошо он сохранился. Девушки загадывали, когда плели венок, на кого он завиваются, а потом по нему можно четко увидеть предсказания судьбы. Если все цветы были увядшими — плохой знак, а если нет — хороший.
- С зеленой неделей в народе было связано столько разных примет и суеверий, как ни с каким другим праздником. Скажем, наши предки верили, что в течение семи дней накануне Троицы надо оставлять на деревьях полотно — русалкам на рубашки, чтобы задобрить их. Или выставлять на окна свежеиспеченный хлеб — чтобы они насытились его ароматом и не причинили вреда. И не дай бог бросать в такие дни скорлупу от яиц в воду — от нее Русалки станут сильнее и навредят еще больше.
- А вот специальное зелье, наоборот, могло спасти от злых и опасных духов. Очень сильным оберегом считалась полынь — именно в Русальную неделю эта травка имела волшебную силу, поэтому без нее ни одна девушка не выходила в поле, в лес, или за водой к колодцу. Спрятанная под пояс или зашитая в рубашку под мышкой, веточка полыни спасала от всех напастей и колдовства. А вот тем, кто наоборот хотел увидеть Мавку или Русалку, помогал любисток. В наше время в эти суеверия мало кто верит, а вот целебную силу этих трав по-прежнему используют в народной медицине. А, идя в церковь на Троицу, обязательно несут веточки этой пахучей травки, чтобы освятить, а затем поставить в доме, скорее отдавая дань древней народной традиции.
Закон Украины «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» вступил...