Народные секреты Троицы: берегите духов полей

Сегодня все православные верующие отмечают Святую Троицу — один из самых значительных в церковном календаре праздников (Троица — это Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух — ред.) Согласно церковным канонам он отмечается на 50-й день после Пасхи, за что получил название Пятидесятницы. Обычно к этому событию все храмы, где будут проходить праздничные литургии, дома и прочие помещения заполняются целыми охапками свежего зелья: цветов и всевозможных пахучих трав. Ими украшают окна, двери, кладут вокруг образов, выстилают пол … Но, оказывается, что эта деталь не столько элемент церковного праздника, как дань еще языческой традиции наших предков, которые таким образом отмечали прощание с весной и приветствовали начало лета.

Исследователи народных традиций отмечают, что большинство древних обрядов и обычаев наших далеких предков, если они совпадали по времени с христианскими праздниками, постепенно объединялись между собой и ассимилировались, образуя новые традиции. Таким образом, древнее чествование богини весны, голубоглазой блондинки Лады, со временем было забыто, а обычаи, сопровождавшие его, остались, обретя новое христианское содержание. Сохранилась и народное название – Зеленые праздники (или Русалии) — так славяне называли время перехода весны в лето, время поклонения деревьям, травам, цветам и солнцу. Оно знаменовало конец весны и зачин лета, и считалось одним из важнейших в сезонном календаре у всех славянских народов.

На особое значение этого праздника указывает и целая неделя подготовки к нему. В Украине она называется клечальной, потому что в этот период косят луга, срезают зеленые ветви, заготовляют любисток, чабрец, душицу, мяту, татарское зелье, полынь и клечают (украшают) ими жилые помещения и хозяйственные постройки. Наши предки считали, что таким образом они смогут защитить свое жилье, а главное — свои огороды и поля от очень опасных в это время полевых и лесных духов, которые могли навредить будущему урожаю. По окончании Троицы зеленые ветки сжигалось, а букеты благоухающих трав и цветов, освященные в церкви, засушивались и хранились за иконами на всякий случай. Скажем, их могли класть под свежее сено, чтобы оно не прело, или же в кладовую, чтобы не водились мыши, в норы на грядках от землероек, кротов или даже на чердак, чтобы уберечь здание от пожара.
После принятия христианской веры, эти обычаи стали еще более торжественными. Обычно на праздник Троицы, люди не выходили на работу в поле или на огород. Разрешалось только женщинам хлопотать у печи, готовя праздничное угощенье. Затем все наряжались в праздничную одежду и шли в церковь на службу, неся букеты полевых и лесных цветов. Дорогой люди приветствовали друг друга со святым воскресеньем. А после службы происходило освящение букетов и крестный ход к колодцам, чтобы освятить их, сбрызнув святой водой. Иногда, по желанию хозяев — освящались дома и все подворье для защиты от различных духов, которые в эти дни оживляются и стараются навредить людям. А уже после всех этих обрядов и праздничного застолья начинались веселые молодежные гуляния и забавы.
Русалии ( он же Духов день) в народном понимании всегда был окутаны ореолом мистицизма. Непременными гостями в этот период считались души умерших. Их старались помянуть в субботу накануне Троицы, которую наши предки называли родительской. С особой осторожностью относились и к другим духам, живущим в полях, лугах и лесах. Их называли Русалками, Мавками, Нявками, Криницами, Берегинями, Литавицами, Огневицами… Их считали красивее всех земных девушек, нагими с прекрасными бездонными глазами и длинными волосами. И горе было тому, кто встретится с этими колдуньями: они могли соблазнить своими чарами, а потом защекотать до смерти или забрать с собой. Поэтому считалось очень опасным в это время ходить в одиночку в лес, на луг или к воде. Кроме того, на этой неделе строго запрещалось купаться в реках, прудах или озерах из-за опасений попасть в руки к Русалкам.
Словом, существовало множество разных народных обычаев и обрядов, происходивших параллельно с церковной службой. В течение всей Русальной недели девушки плели венки — таким образом они готовились к одному из главных гаданий в году, когда можно было узнать о своей судьбе. На Троицу девушки бросали сплетенный венок в реку и смотрели, как он себя поведет: сразу утонет — в этом году замужество девушке не светит, а если поплывет, да еще и против течения — следует готовиться к свадьбе. А еще в этот день принято было гадать на здоровье и продолжительность жизни своих родных. Для этого брали венок, сплетенный накануне, и начинали его развивать, чтобы проверить, насколько хорошо он сохранился. Девушки загадывали, когда плели венок, на кого он завиваются, а потом по нему можно четко увидеть предсказания судьбы. Если все цветы были увядшими — плохой знак, а если нет — хороший.
С зеленой неделей в народе было связано столько разных примет и суеверий, как ни с каким другим праздником. Скажем, наши предки верили, что в течение семи дней накануне Троицы надо оставлять на деревьях полотно — русалкам на рубашки, чтобы задобрить их. Или выставлять на окна свежеиспеченный хлеб — чтобы они насытились его ароматом и не причинили вреда. И не дай бог бросать в такие дни скорлупу от яиц в воду — от нее Русалки станут сильнее и навредят еще больше.
А вот специальное зелье, наоборот, могло спасти от злых и опасных духов. Очень сильным оберегом считалась полынь — именно в Русальную неделю эта травка имела волшебную силу, поэтому без нее ни одна девушка не выходила в поле, в лес, или за водой к колодцу. Спрятанная под пояс или зашитая в рубашку под мышкой, веточка полыни спасала от всех напастей и колдовства. А вот тем, кто наоборот хотел увидеть Мавку или Русалку, помогал любисток. В наше время в эти суеверия мало кто верит, а вот целебную силу этих трав по-прежнему используют в народной медицине. А, идя в церковь на Троицу, обязательно несут веточки этой пахучей травки, чтобы освятить, а затем поставить в доме, скорее отдавая дань древней народной традиции.

Читайте также по теме