«Народный импичмент»: Зеленскому приготовиться

В Украине импичменты объявляли почти всем президентам, реализуя лозунг «поймите, нас задовбало». В 2000-м году комиссары антикоррупционного фронта Григорий Омельченко и Анатолий Ермак официально оформили намерение устранить Леонида Кучму с должности в порядке импичмента. Причина? Укрывательство премьера Павла Лазаренко, который похитил из Украины и скрыл на заграничных счетах от 2 до 10 миллиардов. Однако, хитро выписанная в Конституции процедура не позволила отстранить Леонида Даниловича от власти. Следующим инициатором импичмента – уже президенту Ющенко – была Юлия Тимошенко. В 2008 году члены «Батькивщины» разработали проект представления народных депутатов «Об инициировании вопроса отстранения президента Украины Ющенко Виктора Андреевича от должности в порядке импичмента в связи с совершением преступлений». Попытка смещения «диоксинового лидера» была связана с решением «пчеловода» о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады V созыва.

Януковичу официальный импичмент не понадобился: его «сместило» вече Майдана. Тем не менее, попытки официально оформить отстранение президента от власти было. Самое смешное, что законопроект об импичменте президента страны Виктора Януковича был внесен в ВР 21 февраля 2014 года соратником Виктора Федоровича, членом фракции ПР Николаем Рудьковским. Но до голосования дело не дошло: законный президент сбежал из страны.

Не избежал общей президентской участи и Петр Порошенко: ему тоже пытались сделать импичмент. Инициатором выступил бывший сокурсник «гетьмана», экс-президент Грузии Михо Саакашвили, которого поддержала неугомонная Юлия Тимошенко. Они требовали от Рады принять закон об импичменте, однако все антипорошенковские акции были, скорее приемом в политическом технологическом процессе, чем реальной попыткой законно объявить импичмент Петру Порошенко. Но уже тогда, в 2017-м, впервые прозвучал термин «народный импичмент»…

Напомню, что сложной и практически неисполнимой процедуре импичмента мы обязаны Леониду Кучме и АлександруВсі записи Морозу. Когда в 1996 году принимался Основной закон, нереализуемая схема отстранения главы государства от власти стала одним из компромиссов и условием тогдашнего президента Леонида Кучмы. «Вопрос тогда стоял просто — импичмент должен быть прописан в Конституции так, чтобы его нельзя было осуществить», — рассказывал потом один из разработчиков Конституции Сергей Головатый.

Сегодня для законного устранения президента от власти потребуется 338 голосов, а в 111-й статье Конституции четко выписан механизм импичмента, предусматривающий три этапа голосования в Верховной Раде. Первоначально простое большинство (226 депутатов) должно инициировать импичмент «в случае совершения президентом государственной измены или иного преступления». Для этого создается специальная временная следственная комиссия, результаты расследования которой должно одобрить конституционное большинство — более 300 депутатов. Решение депутатов должен проверить Конституционный суд, Верховный суд должен подтвердить вывод о наличии признаков преступления. И только после этого окончательное решение принимается тремя четвертями голосов от конституционного состава Верховной рады. Если следовать духу и букве закона, то шансов «оторвать» Зеленского от кресла нет, как нет и Конституционного суда. КСУ де-факто парализован, а его глава отстранен от работы указом Зеленского. Видимо, сценаристы нынешнего президента предвидели подобный расклад. И не только из-за угрозы отменить земельную и языковую реформу через Конституционный суд стали причиной его блокирования. К слову, в 2019 году, то есть уже во время Зеленского, ВР приняла закон об импичменте, где более детально прописала процедуру отстранения президента от власти, от чего она стала еще тяжелее и запутаннее, чем в том виде, в котором она была изложена в Конституции. Похоже, что уже на старте Зеленского обложили «подушками безопасности», понимая, что нового лидера будут использовать в качестве инструмента для продавливания непопулярных решений в пользу внешних хозяев страны.

Еще раз повторюсь: у сценаристов бывшего комика было понимание того, что законным способом реализовать «сдачу родины» у президента не получится, придется идти на откровенные преступления. А значит, были продуманы все сценарии блокировки импичмента гаранту – от КСУ до неисполнимого закона.

Тем не менее, после закрытия трех телеканалов, «112 Украина», NewsOne и ZIK, «Оппозиционная платформа — За жизнь» объявила о начале процедуры импичмента президента Владимира Зеленского. Лидеры ОПЗЖ заявляют, что в указе президента, которым закрыты телеканалы, есть состав преступления.

«Зеленский взял на себя роль суда и вышел за пределы своих конституционных полномочий. Это уже не первый случай, когда глава государства нарушил закон. Его сознательные и систематические действия, направленные на нарушение прав украинских граждан, вмешательство в работу других ветвей власти и средств массовой информации имеют все признаки узурпации власти», — отмечают оппозиционеры.

Судя по всему, они откажутся от побуквенного технического исполнения импичментного плана: для этого нет ни голосов в ВР ни «полноценного» Конституционного суда. Так что инициатива импичмента – это пока информационная бомба с подожженным фитилем. И она имеет все шансы взорваться. Вне зависимости от работы телеканалов Медведчука, большинство украинцев недовольны политикой партии власти: необоснованно завышенными тарифами, информационным беспределом, закручиванием языковых гаек, перспективами разжигания внутреннего противостояния и обострения военного конфликта на Донбассе.

Так, 87% украинцев считают, что повышение тарифов на газ, электроэнергию и отопление является необоснованным и никак не связано с нынешней экономической ситуацией. Это показывают результаты социологического исследования, проведенного Центром «Социальный мониторинг» 15-25 января. При этом, 90% опрошенных подтвердили свою готовность продолжать тарифные протесты. Согласно данным группы «Рейтинг», за досрочный роспуск парламента выступают 58 процентов украинцев, а 60% хотят «крови» правительства. За немедленное прекращение полномочий президента высказались 39 процентов жителей страны, то есть, каждый четвертый. И пессимистические настроения тех, кто в 2019-м голосовали не просто за Зеленского, а за смену системы, нарастают. Более 70% украинцев считают, что страна движется в неправильном направлении. Об этом кричат результаты опроса социологической группы «Рейтинг», проведенного 2-3 февраля. Например, 73% украинцев убеждены, что страна движется в неправильном направлении. И это именно те избиратели, которые два года назад выразили доверие «Голобородько». Неудивительно, что подобные настроения отразились и на рейтинге самого гаранта: по самым оптимистичным данным, одобряют Зеленского не более 20% граждан, а партия власти вообще плетется в хвосте – после ОПЗЖ, ЕС и «Батькивщины». Скоро «Слуг народа» обскачут даже Гройсман с Ляшко, чьи рейтинги еще недавно были на уровне жирности кефира. При этом большинство украинцев доверяют политсиле Медведчука: она является лидером среди парламентских партий. Именно переток избирателей и растущие рейтинги ОПЗЖ стали причиной того, что власть пошла по беспределу, закрыв информационные рупоры оппозиции. И как бы не старались окруженцы Зеленского посадить его в теплую рейтинговую ванну, маховик общественного недовольства запущен, а социологи обозначили электоральную пропасть, куда валится президент и его команда.

Именно это и является сегодня главным козырем тех, кто выступает за импичмент президенту. Уже сегодня тема о досрочном уходе Зеленского широко обсуждается в СМИ, такие же инициативы звучат на акциях протеста ФОПов и участников тарифных майданов. То есть, требования выразить недоверие президенту имеют не практический, а политический характер.

«Идея импичмента президенту, которая была выдвинута на чрезвычайном съезде «Оппоплатформы», не такая беззубая, как кажется на первый взгляд. Сегодня импичмент – это проявление недоверия избирателей Зеленского к своему «слуге». Они же не за систему санкций голосовали, которая ничем не отличается от произвольных хотелок африканского диктатора. И не за тотальную украинизацию. И не за аналог Свинарчука со «Свиноборонпромом» Кирилла Тимошенко с его «Большой стройкой». И не за продолжение войны до победного конца», — объясняет журналист Александр Зубченко.

По сути, объявление импичмента – это первый этап настоящей политической и идеологической войны Зеленскому. Войне, где ОПЗЖ получила официальный статус оппозиции, вытеснив из этой ниши партии Тимошенко и Порошенко, которые также претендовали на имидж «защитников народа».

И теперь лидер «Батькивщины» договаривается о новой коалиции со «Слугами…», а Порошенко дерется с Зеленским за 15% национально- патриотического электората Западной Украины. Все, с потенциальными конкурентами по оппо-лагерю покончено, теперь колеблющийся избиратель (а это почти 30% граждан), твердо будет знать, что против «режима Зеленского» последовательно выступают не Порошенко и Тимошенко, а лишь партия Медведчука. А это уже немало для наращивания потенциала и мобилизации новых сторонников. Тем более, что охотников за электоратом оппозиционеров немало – начиная от «Оппо-блока» Ахметова и заканчивая новой партией Разумкова. И тот факт, что ОПЗЖ дала симметричный ответ власти должно стать сигналом как для однопартийев, так и для приверженцев того курса, который задекларировала оппозиция: ОПЗЖ не собирается сдаваться, идти на договорняки с властью или просто опустить руки. Сегодня для Оппо-платформы важно показать свое отличие от «трусливых регионалов», дать понять, что идти путем Януковича они не намерены: люди-то помнят, как их кинула верхушка ПР во время майдана.

«Применение или демонстрация силы всегда идет в плюс, а слабость и растерянность — в минус. Поэтому — это путь, чтобы мобилизовать сторонников и выиграть время для суда по телеканалам», — считает политолог Андрей Золотарев.

Ну и главное: импичмент президенту, который объявила политсила Медведчука – это подтверждение курса на перезагрузку власти. Он не меняется. «Так, как ведет себя нынешняя власть, поступать нельзя. Если ты уже что-то пообещал — надо выполнять. Только импичмент президента и полная перезагрузка власти может остановить падение страны в пропасть», — подтвердил депутат Юрий Бойко. Так вот, именно граждане, а не политики, должны «продавливать» идею отстранения от власти гаранта, растоптавшего Конституцию и отказавшегося от своих основных предвыборных обещаний.

Если цены на все растут, если Зеленский и Шмыгаль взвинчивают тарифы, по которым люди не могут платить, если на улицах радикалы творят беспредел, нет возможности учить и лечить детей, то народ будет ненавидеть такую власть – хоть со «112 Украина», хоть без. И рано или поздно граждане сами потребуют «ликвидации» зе-команды – когда поймут, что их как баранов ведут на убой. Через войну на Донбассе (а ее обострения ждать недолго), через некачественные вакцины из Индии, через беспросветную нищету.

Нет сомнений, что организовывать майданы оппозиция не будет, и об этом четко заявил экс-заместитель главы ГПУ Ренат Кузьмин. Зачем противникам внешнего управления идти дорогой Сороса и Шарпа? Кроме того, призывы выходить на улицы и свергать власть – это то, чего ждет власть, чтобы обвинить ОПЗЖ в провокациях, свержении власти и уже на законных основаниях запретить единственную оппозиционную силу. Так что заявления Кузьмина о том, что ОПЗЖ будут добиваться справедливости законными средствами, в рамках существующих юридических процедур – это облом для Банковой и подконтрольных ей силовиков. А вот «народный импичмент» — дело вполне посильное, особенно при наличии недавно принятого парламентом закона о референдуме. Почему бы не спросить мнения народа о ликвидации поста президента? Для этого достаточно собрать три миллиона подписей во всех областях (это явно под силу партии Медведчука), да и с парламентом связываться не надо – действует прямая норма имплементации. То есть, решения народа – в жизнь.

«Импичмент является эффективным, когда президент глубоко непопулярный в обществе, политическая элита объединена против него и существуют четкие доказательства нарушений со стороны главы государства», — отмечает эксперт Юрий Корогодский. Со своей стороны, замечу, что два из трех «ингредиентов» для этого блюда у ОПЗЖ есть: это непопулярность Зеленского в обществе и совершенные им преступления – от закрытия КСУ до закрытия нелояльных телеканалов. Ведь даже самые преданные сторонники экс-комика вынуждены признать, что эти решения весьма далеки от норм закона. А с такими козырями, как говорил один литературный персонаж, можно играть. И выигрывать.

 

Читайте также по теме