Некомпетентность, а скорее – полную бездарность руководства Национального банка Украины, нет нужды даже доказывать. Каждый украинец это видит невооруженным взглядом и ощущает на собственном кошельке. За восемь месяцев работы курс гривны снизился вдвое. Украина стала мировым лидером по девальвации национальной валюты, активно поддерживаемой и даже напрямую стимулируемой скоординированной политикой правительства и Национального банка.
Менее чем за год, один из основных регуляторных инструментов НБУ, который влияет на размер инфляции, определяя минимальную стоимость кредитного ресурса – учетная ставка, изменялась три раза. Причем каждый раз в сторону её увеличения.
Период |
% годовых |
2014 |
|
14.0 |
|
12.5 |
|
9.5 |
|
2013 |
|
6.5 |
|
7.0 |
Постоянное удорожание денег привело к росту кредитных ставок и способствовало стагнации в промышленности при одновременном росте инфляции. Нацбанк стал одним из инициаторов процесса стагнации в Украине.
Можно ли исправить ситуацию? Да, можно. Для этого потребуется срочно предпринять несколько простых и эффективных шагов для стабилизации ситуации. Для преодоления кризиса их не хватит, но начать следует именно с этого:
— Главой НБУ должен быть назначен человек максимально далекий от банковского бизнеса, так как банкиры, стоявшие до сих пор «у руля» НБУ постоянно путали регуляторный механизм с инструментом по созданию денег из ничего;
— Заменить все руководство НБУ от главы до начальников управлений включительно на людей, никогда не работавших в банковской сфере, чтобы исключить использование Нацбанка в качестве кредитно-финансового учреждения и оставить за ним только регуляторно-наблюдательные функции. Банкиры могут и должны привлекаться к работе в НБУ в качестве консультантов и не более того;
— НБУ следует освободить от любых коммерческих функций, чтобы у Кабмина не возникало соблазна использовать его операционную прибыль для покрытия бюджетного дефицита. Для нужд госбюджета можно и нужно использовать прибыль госбанков («Сбербанка», «Укрэксимбанка»);
— Новый статус НБУ прописать в отдельном законе;
— Ликвидировать Наблюдательный совет НБУ или полностью исключить оттуда представителей банков и их лоббистов;
— Законодательно запретить банкам осуществлять потребительское кредитование. Именно оно создает львиную долю токсичных активов и способствует неконтролируемому росту цен;
— Полностью прекратить рефинансирование и рекапитализацию банков за счет займов, осуществляемых коммерческим банками у НБУ. У банка проблемы с ликвидностью? – пусть идет на рынок и занимает деньги. Не дают взаймы? – это проблемы банка. Пусть объявляет себя банкротом;
— Снизить учетную ставку НБУ до 0 и осуществлять прямую поддержку исключительно тех операций госбанков, которые связаны с социальными выплатами и зарплатными проектами бюджетных учреждений и госкомпаний.
Это далеко не полный перечень необходимых мер, и он сработает только при одновременном изменении в налоговой и регуляторной политиках, а также искоренении коррупции в органах власти. Или, по крайней мере, приведении её к уровню, когда частные интересы отдельных олигархов, банкиров или чиновников не будут оказывать исключительного влияния на основные экономические процессы и не позволят менять базовые макроэкономические параметры в угоду сиюминутным частным интересам. Без этого любые изменения, даже самые правильные и логичные, будут бесполезны.