Нацбанк берет курс на стимулирование инфляции

Некомпетентность, а скорее – полную бездарность руководства Национального банка Украины, нет нужды даже доказывать. Каждый украинец это видит невооруженным взглядом и ощущает на собственном кошельке. За восемь месяцев работы курс гривны снизился вдвое. Украина стала мировым лидером по девальвации национальной валюты, активно поддерживаемой и даже напрямую стимулируемой скоординированной политикой правительства и Национального банка.

Менее чем за год, один из основных регуляторных инструментов НБУ, который влияет на размер инфляции, определяя минимальную стоимость кредитного ресурса – учетная ставка, изменялась три раза. Причем каждый раз в сторону её увеличения.

Период

% годовых

2014

с 13.11

14.0

с17.07

12.5

с15.04

9.5

2013

с13.08

6.5

с10.06

7.0

Постоянное удорожание денег привело к росту кредитных ставок и способствовало стагнации в промышленности при одновременном росте инфляции. Нацбанк стал одним из инициаторов процесса стагнации в Украине.

Можно ли исправить ситуацию? Да, можно. Для этого потребуется срочно предпринять несколько простых и эффективных шагов для стабилизации ситуации. Для преодоления кризиса их не хватит, но начать следует именно с этого:

— Главой НБУ должен быть назначен человек максимально далекий от банковского бизнеса, так как банкиры, стоявшие до сих пор «у руля» НБУ постоянно путали регуляторный механизм с инструментом по созданию денег из ничего;

— Заменить все руководство НБУ от главы до начальников управлений включительно на людей, никогда не работавших в банковской сфере, чтобы исключить использование Нацбанка в качестве кредитно-финансового учреждения и оставить за ним только регуляторно-наблюдательные функции. Банкиры могут и должны привлекаться к работе в НБУ в качестве консультантов и не более того;

— НБУ следует освободить от любых коммерческих функций, чтобы у Кабмина не возникало соблазна использовать его операционную прибыль для покрытия бюджетного дефицита. Для нужд госбюджета можно и нужно использовать прибыль госбанков («Сбербанка», «Укрэксимбанка»);

— Новый статус НБУ прописать в отдельном законе;

— Ликвидировать Наблюдательный совет НБУ или полностью исключить оттуда представителей банков и их лоббистов;

— Законодательно запретить банкам осуществлять потребительское кредитование. Именно оно создает львиную долю токсичных активов и способствует неконтролируемому росту цен;

— Полностью прекратить рефинансирование и рекапитализацию банков за счет займов, осуществляемых коммерческим банками у НБУ. У банка проблемы с ликвидностью? – пусть идет на рынок и занимает деньги. Не дают взаймы? – это проблемы банка. Пусть объявляет себя банкротом;

— Снизить учетную ставку НБУ до 0 и осуществлять прямую поддержку исключительно тех операций госбанков, которые связаны с социальными выплатами и зарплатными проектами бюджетных учреждений и госкомпаний.

Это далеко не полный перечень необходимых мер, и он сработает только при одновременном изменении в налоговой и регуляторной политиках, а также искоренении коррупции в органах власти. Или, по крайней мере, приведении её к уровню, когда частные интересы отдельных олигархов, банкиров или чиновников не будут оказывать исключительного влияния на основные экономические процессы и не позволят менять базовые макроэкономические параметры в угоду сиюминутным частным интересам. Без этого любые изменения, даже самые правильные и логичные, будут бесполезны.

Читайте также по теме