Юрий Шпак
07:11 27/03/2016

Назад в прошлое: как государство становится территорией

Текущие процессы, которые мы наблюдаем, практически повсеместно говорят о том, что технологический и ресурсный потенциал страны исчерпан, наступает фаза натурального собирательства и архаизации народа…

Челноки

Первые формы «внегосударственной» реальности появились в Украине в девяностые, среди хаоса челночного торгового бизнеса и первых громких «приватизаций».

Народ был вынужден выживать и, плюнув на государственные институты (советские разрушились, а украинские только создавались), стал «выживать»: рынки, барахолки, ларьки, рэкет…

Стоит отдать должное Леониду Кучме, у него хватило ума понять ситуацию и узаконить анархию мелкого бизнеса.

Он ввел минимальный единый налог и нащупал зыбкую почву социального договора – олигархи крадут заводы, народ мотается в Турцию и почти не платит налоги.

А государство? Оно тоже не стояло в стороне процессов и постепенно отжимало репрессивные рычаги у мафии, переводя рэкет в сферу деятельности милиции, прокуратуры и СБУ.

Угольная республика

Где-то в то же время возникли на Донбассе и «внесистемные» шахты-копанки. Если житель центральной Украины мотался с большими клетчатыми сумками, то житель Восточной Украины не стал перепрофилироваться — он как копал уголь, так и продолжал его копать.

Но уже не в современной шахте, а в ее средневековом прототипе, со всеми вытекающими последствиями для здоровья и жизни. Добыча нелегального угля попадала в руки донецкой мафии, и частично шла в карман смотрящим от государства. Параллельно на поддержку угольной отрасли из бюджета вымывались миллиарды гривен.

По данным председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, в Луганской и Донецкой областях в 2012 году насчитывалось 5000 незаконных, в которых трудилось порядка 70 000 шахтёров. Оборот нелегального угля составлял 3 млн т в год, а годовой оборот — примерно 250 млн долларов год.

Так в Украине отрабатывалась модель двухконтурного государства – теневого и легального. Понятно, что такое государство не в состоянии было функционировать в режиме долгосрочного планирования, поддержания общегосударственной инфраструктуры, развития армии, здравоохранения или образования. Только утилизация и монетизация.

Копанки ругали, боролись, закрывали, но они воскресали и множились, так как стали единственной возможностью выжить для простого народа. Те же процессы постепенно разгонялись по всей стране.

Щепки летят

На другом ее рубеже, западном, полетели во все стороны щепки карпатских лесов. И помчались железнодорожные составы и фуры с кругляком через западные границы.

Отработанная на Донбассе схема копанка-бандиты-«государственная» крыша работала и здесь бесперебойно. Потом Западную Украину начало затапливать наводнениями, селевыми потоками.

Но разве есть еще более трудолюбивый народ, чем украинцы? Пока есть лес, его надо рубить. Приняли в 2015 году закон о запрете экспорта кругляка. Думаете, помогло? Рубят еще больше.

В другой части западной Украины, но южнее – в Закарпатской области в разработку взяли кроме леса еще и кусок государственной границы – народ начал питаться с контрабанды, кочуя ежедневно из Украины и обратно. Схема крышевания и выживания та же.

Эксперты утверждают, что при сохранении темпов вырубки леса уже через 10 лет Украине грозит экологическая катастрофа. В украинских Карпатах ежегодно вырубают более 300 тысяч гектаров леса. Оценки объемов рынка нелегальных вырубок от 100 млн долларов

Больная рыба

На южных рубежах родины народ тоже не сидит сложа руки – беспрецедентный браконьерский вылов рыбы в Черном и Азовском морях, уже перекинул эти акватории за грань экологической катастрофы.

В Экологическом атласе Азовского моря указано, что в период с 2000 по 2010 год объем промышленной добычи рыбы здесь сократился в три раза – до 11 400 тонн. В середине ХХ века этот показатель составлял примерно 120 тысяч тонн,

Из 40 видов промысловых рыб в достаточном количестве для самого «промысла» в Азовском море осталось всего три (хамса, бычок и тюлька). Центр незаконного браконьерства – Геническ, который уже успел побывать в новостных скандалах, благодаря близкому расположению к аннексированному Крыму. Непростой регион. Активный народ в городе вовлечен в незаконный рыбный промысел, другой работы нет, и не предвидится. Рыбы почти не осталось.

Янтарное проклятье

Конечно, самым вопиющим примером несостоятельности административного управления украинского государства стала добычи янтаря в Ровенской, Житомирской и Волынской областях.

По разным оценкам, на Украине нелегально добывают от 120 до 300 тонн янтаря в год. Объем теневого рынка — 200-300 миллионов долларов.

Средний заработок рядового старателя — 5-6 тысяч гривен в месяц.

После вырубки леса, промывания почвы в 10 метровых ямах, остается буквально выжженная земля.

По свидетельствам очевидцев, только в округе одного населенного пункта добыча покрывает несколько футбольных полей, работают тысячи людей. Добытый янтарь старатели сдают перекупщикам за 4-6 долларов за грамм.

Примечательно, что старатели живут в шалашах и палатках, а бандиты в стационарном лагере из бревен с высоким забором. Ничего не напоминает? Это же классический феодальный замок с рыцарями (бандитами) и крестьянами рабами за стенами.

На подъездах бандиты оборудовали блок посты, ходят с оружием. Вопрос – чем это отличается от ДНР-ЛНР? Только тем, что российских стягов нет?

По разным данным, все «крышуется» МВД и Генпрокуратурой на паях с криминальными авторитетами Львова и Киева. Кто из них большие бандиты, вопрос риторический.

Публичные призвания и увещевания Петра Порошенко, нашего гаранта, никаких последствий не имеют. Если Президент не в состоянии контролировать даже центральные части Украины, почему его должны слушать в Москве и Брюсселе?

Робкие попытки власти остановить «безумие» напоролись на жесткий отпор. В городке Дубровицы Ровненской области два сотрудника милиции попали с ушибами в больницу, еще одному сломали ногу. После этого толпа из 300 старателей окружила здание районной администрации с требованием отпустить задержанных.

В город подтянули Нацгвардию, бывший «Беркут» и «Грифон». Против толпы применили светошумовые гранаты, открыли беспорядочный огонь резиновыми пулями.

Депутат Верховной Рады Евгений Дейдей оценил ситуацию как очень серьезную. «Украина в шаге от нового фронта», — заявил он.

Это был всего лишь один из эпизодов, а их уже накопилось немало.

Параллельное право

Если в предыдущих примерах мы имели дело с прямым отчуждением государства физически, то следующий пример это попытка исключить государство юридически.

Эпицентр движения – город Хмельницкий, областной центр. Можно сказать сердце страны.

Местные активисты решили заново переосмыслить пятую статью Конституции Украины: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Плюс немного из закона о местном самоуправлении: «местное самоуправление осуществляется территориальными громадами… как непосредственно, так и через сельские, городские советы и их исполнительные органы».

Все было воспринято, как прямая возможность выстроить параллельную вертикаль власти.

Под данной юридической базой была основана некая «территориальная громада», на основании которой распространение получила «народная экономика».

В сфере «народной экономики» уже крутятся порядка тридцати предприятий различных по виду деятельности – пассажирские автоперевозки, переработка вторсырья, общепит, аудиторские и юридические (!) компании, фермерские хозяйства. Плюс сотни мелких самозанятых граждан – дизайнеры, портные, строители, художники.

Все желающие работать под вывеской «территориальной громады» (дают документ с печатью), платят 100 грн (или один процент от прибыли) в месяц и не обременяют себя украинскими налогами и отчетами.

На этом дело не ограничится, и в планах «территориальных громад» создания «народных регистрационных служб», включая автотранспортную. Очевидно следующий шаг — создание территориальных сил самообороны?

Ни государственные налоговые органы, ни СБУ не чешутся. Ждут ХНР?

Необратимые процессы

Все перечисленные примеры территориальной и экономической атомизации государства имеют один корень – обнищание населения и стремительное сокращение рынка труда на фоне полного самоустранения органов власти.

Сегодня процессы деградации социальной ткани страны усилились на фоне войны и галопирующего роста тарифов.

Ни национальная гвардия, ни войска не остановят добычу того же янтаря или леса, пока у людей не будет альтернативного источника заработка.

Более того, по мере обнищания населения мы рискуем остаться без лесов вокруг Киева – его банально растащат на дрова.

Вопрос децентрализации проблемы не решит – власть на местах будет захвачена местными бандитами и Украина будет вся покрыта аналогами ДНР-ЛНР, но уже местного разлива.

Если процесс невозможно остановить, его нужно возглавить, но для этого нужна политическая воля. Необходимо менять законодательное поле, вводить новые механизмы хозяйствования. Но все это требует наличия государства и его сильных институтов – то чего у нас сегодня по факту нет.

Прогноз для Украины при текущей власти неутешителен – хищническое уничтожение природных ресурсов и экосистем будет продолжено и остановится только с исчерпанием ресурса.

После этого последуют кровавые бунты и внутренняя миграция населения. Мало того, что ресурсы исчерпаются, жизнь станет невозможной на уничтоженных территориях. На рекультивацию земель денег у Украины нет. Часть населения начнет покидать страну.

К слову, не только люди, но предприятия агросектора Украины внесли и вносят немалую лепту в экологическое разрушение страны. От украинских черноземов после десятилетий выращивания подсолнечника (наша гордость!) и рапса, скоро останутся одни исторические воспоминания.

Фактически Украина идет по пути населения острова Пасхи, где уничтожение лесов привело к вымиранию 90% населения, имевшего развитую религиозную культуру.

Вероятно, что в процесс вмешаются другие страны, та же Польша, Румыния, Венгрия, так как экосистема не знает национальных границ и никому под боком новое Гаити не нужно.

Это будет не позор, это будет конец государственности, который попадет во все учебники более успешных стран. Догоним Сомали?

Читайте также по теме