Динамика составляющих платежного баланса подтверждает адекватность курсовой политики Нацбанка Украины (НБУ), считает руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий.
"Позитивное сальдо платежного баланса в январе-мае составляло $1,225 млрд против $370 млн в январе-апреле. Только за май оно выросло в 3,3 раза. Следовательно, тенденция к усилению обменного курса в мае получила новое подтверждение со стороны фундаментального показателя, которым является избыток притока валюты над ее оттоком", — сообщил он во вторник 1 июня.
"В целом в январе-мае чистый приток прямых иностранных инвестиций ($4,047 млн) был на 41% ($1,185 млн) больше, чем за пять месяцев 2007 года. То есть, позитивное сальдо платежного баланса в меньшей степени формируется за счет заимообразных ресурсов, а в растущей мере — за счет прямых инвестиций", — пояснил Литвицкий.
И всё же, чем можно объяснить такой стремительный рост позитивного сальдо баланса в мае месяце? И что главное, в какие отрасли идут прямые инвестиции, за счёт которых происходит рост?
На сегодняшний день инвестиционная привлекательность Украины крайне низка. Приватизационный процесс остановлен, банковский сектор, с его проблемами ликвидности и кредитования также не интересен инвесторам. Рынок недвижимости, и, собственно, строителная отрасль очень “перегрета”, фондовый рынок всё никак не может определить “дно” своего падения, при том, что инвесторам-нерезидентам сейчас вообще невыгодно входить в Украину при нынешнем курсе доллара и в преддверии девальвации гривны. Касательно краткосрочных кредитов – инвесторы сейчас очень осторожны, побаиваясь политической нестабильности в стране.
В этой ситуации справедливо будет вспомнить середину января этого года, когда Кабинет Министров Украины остановил принятие налоговых векселей в оплату НДС, что являлось попыткой увеличить поступления в госбюджет за счёт предприятий.
Эти действия повлекли за собой нехватку денежных средств для пополнения оборотных капиталов предприятий, занимающихся импортом и экспортом. Один из способов пополнить “оборотку” для таких предприятий – это зарубежная инвестиция в предприятие, с соответствующим комплектом документов для НБУ, для того, чтоб в экстренном случае можно было эти деньги свободно изъять из капитала предприятия. Собственно, так и делал отечественный частный сектор, который мог себе это позволить, но сегодня, при заниженном курсе доллара инвестировать выгодно и сейчас, но не деньгами, а оборудованием и другими формами инвестиций, кроме денежной. А после того, как показатели курсов валют станут на свои справедливые места (неизбежная девальвация гривны), то эти инвестиции вполне легально можно вывести из страны “живыми деньгами”, тем самым скомпенсировав понесённые убытки.
Напомню, что островное государство Кипр является основным инвестором Украины, а если точнее, то на Кипре зарегистрировано большинство отечественных оффшорных компаний, т.е. это деньги нашего же частного сектора. Поэтому г-н Литвицкий не совсем корректно выражается, говоря про прямые инвестиции в Украину.
Правильнее было бы говорить про “самокредитование” предприятий. И ввиду того, что частники быстро поняв простую схему, описанную выше, также быстро возместят свои убытки. Вот тогда и будет видна реальная картина динамики показателя платёжного баланса Украины. Конечно, не у всех предприятий имеются такие возможности для самоинвестирования и будет много таких, кто окажется в минусе из-за действий правительства. Но это закон рынка: выживает сильнейший.