Никита Бегаль
10:08 22/11/2014

НБУ продолжает необратимо калечить украинскую систему финансов

Длительная и уверенная девальвация национальной валюты, которая уже достигла 100%, и тотальное недоверие к банковскому сектору со стороны населения следствие непрофессиональной  работы регулятора, считает экспертное сообщество. Административные ограничения НБУ, которые, по сути, калечат сегодня банковскую систему, привели к формированию параллельных теневых валютных рынков. За время работы Валерии Гонтаревой на посту председателя НБУ произошло два обвала гривны! При сохранении нынешнего курса НБУ нет гарантий, что хроническое удешевление гривны остановится.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко убежден,  что административные меры, введенные НБУ (прежде всего обязательная конвертация валютных переводов и повышение нормы обязательной продажи валютной выручки – прим. Авт.), в нынешних реалиях не работают и не способствуют стабилизации валютно-курсовой ситуации, а напротив — усиливают тенизацию рынка. Метод ручного управления  должен внедряться регулятором на относительно короткий срок. 

«Я считаю, что административные методы можно использовать, но они должны быть не более одного месяца. Если административные методы не работают в течение месяца, их надо просто отменять», — заявил он.

С его мнением солидарен бывший заместитель председателя НБУ Александр Савченко. По словам эксперта, инициативы регулятора привели к организации внутри и вне Украины неофициальных валютных рынков. Выход из ситуации эксперт видит в полной отмене всех административных требований.

«Отменить почти все административные ограничения Нацбанка — это первое что нужно сделать. С такими ограничениями мы пришли к тому, что формируются валютные рынки Украины за пределами регулирования Нацбанка. Я знаю, что некоторые экспортеры оставляют валютную выручку за рубежом, и там же продаются импортерам, для того, чтобы те осуществляли импорт. Они избегают административного давления и валютных рисков. Также появился уличный наличный рынок валюты, появился рынок гривны в Варшаве, в России и даже в Лондоне. Ограничения  вытесняют организованный рынок валюты из Украины. Вы сами видите, что на межбанке ежедневно продается все меньше и меньше долларов (объем купли-продажи валюты по сравнению с 2013 годом сократился в три раза до 200 млн. долларов – прим. ред.)», — подчеркнул он.

Сама политика НБУ, направленная на обеспечение валютного предложения, как базового инструмента регуляции валютно-курсовой ситуации, вызывает сомнение. Так, А. Савченко возмущен решением НБУ использовать валютные аукционы для осуществления интервенций, а также формированием избранного круга банков, к которым лоялен НБУ. 

«Сегодня стали традиционными «посиделки» председателя Нацбанка с избранными банкирами, которые имеют возможность покупать на аукционах валюту по льготному курсу. Эти встречи вызывают тревогу, потому что, как правило, после них появляются договорные и, по сути, административные решения», — добавил А. Савченко.

Ситуацию усугубляет общее недоверие к банковскому сектору со стороны населения и бизнеса и колоссальный  отток депозитов, констатирует  председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей.

«Мы  имеем отток вкладов и абсолютное недоверие наших граждан как к гривне, и депозитам, так и к банковской системе в целом. Это говорит только об одном — Нацбанк  данную проблему не контролирует и не влияет на нее. На сегодняшний день отток депозитов более 110 млрд гривен и 13 млрд долларов. Кроме того, мы знаем, что на руках у наших граждан более 90 млрд долларов. К сожалению, этот потенциал остается неактуальным для Нацбанка», — сказал он.

Он также отметил, что из-за валютных пертурбаций доля проблемных активов в банковском секторе сегодня колеблется от 30 до 50%, хотя НБУ заявляет об 11,5%. 

«Это говорит о неуверенности и отсутствии стратегии Нацбанка в этом вопросе. Я считаю, что нужно пересматривать нормативы, нужно пересматривать кредитные портфели, нужно начинать новое стресс-тестирование для того, чтобы мы понимали, в какой ситуации мы находимся», — добавил он.

В свою очередь председатель НБУ В. Гонтарева не устает неубедительно списывать все проблемы на панику и войну: «Вы знаете, что девальвация сейчас это 100%. В последний момент началась паника бизнеса. Даже после девальвации 50%, произошедшей в июле, нам удавалось стабилизировать ситуацию, но потом началась война. Мы стараемся найти новый сбалансированный курс, но мы надеемся, что этот курс не будет фундаментальным. Мы верим, что когда паника исчезнет, то будут улучшения даже в этой сфере… Мы поддерживаем гибкий курс. Мы очень верим в гибкий курс».

После таких поверхностных пояснений неудивительно, что в отдельных политических кругах уже ведется активная дискуссия относительно увольнения руководства НБУ после создания парламентской коалиции.

Отметим, что золотовалютные резервы (ЗВР) страны продолжают активно таять. В мае они составляли 17,3 млрд долларов, а по состоянию на 1 ноября сократились до 12,5 млрд.

За последние полтора месяца на проведение интервенций было потрачено 1,3 млрд. долларов, которые, естественно, были изъяты из ЗВР. До конца 2014 года, согласно брюссельским договоренностям от 31 октября,  стране нужно будет погасить газовую задолженность перед РФ в размере 3,1 млрд долларов, и еще 2 млрд потратить на покупки голубого топлива для комфортного прохождения отопительного сезона. Данные деньги также будут аккумулированы благодаря ЗВР. В итоге мы получим рекордно малый объем  резервов, что практически заморозит импорт и обслуживание внешнего госдолга. Также добавим, что ожидаемое выделение «горячих денег» со стороны  МВФ и ЕС (в виде очередного транша и второй части макрофинансовой помощи), пока официально не анонсировано западными партнерами.   

Читайте также по теме