Монетарные власти заявляют, что контролируют эмиссию гривны, однако экспертная среда констатирует неадекватный рост национального денежного предложения с момента старта кризисных тенденций в стране. В целом эмиссионная политика, проводимая Национальным банком Украины, ускорит в текущем году инфляцию и снизит реальные доходы населения.
«Монетарная база страны с начала года была увеличена на 10%. В денежном эквиваленте это выражается в 31 миллиарде гривен. Общая монетарная база Украины составляет 338 миллиардов гривен», — сказал на итоговой пресс-конференции в декабре прошлого года председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева, а уже 16 января, выступая на заседании Верховной Рады, спрогнозировала, что расширение базы в текущем году состоится на уровне 27%.
«Когда я слышу о невероятных суммах эмиссии гривны, то уверяю — это еще одна очередная инсинуация», — сказала, в частности, тогда В. Гонтарева.
Как сообщает пресс-служба регулятора, денежная масса (совокупность обращающихся наличных денег и остатков безналичных средств на счетах физических, юридических лиц и государства) с января прошлого года увеличилась на 4,9% до 953,8 млрд гривен, при этом объем наличных средств, вращающийся вне пределов банковской системы, по итогам 2014 года увеличился на 18,9% до 282,8 млрд грн.
Однако нужно добавить, что параметры монетарной базы не стоит напрямую связывать с эмиссией (которая по закону реализуется в безналичной форме через перевод средств на корреспондентские счета банков), так как эмиссионные суммы могут сразу пойти на другие направления.
«С января (по декабрь 2014 года – прим. ред.) НБУ сделал чистую эмиссию гривны в объеме 137 млрд гривен. Часть этих денег ушла на наличный рынок, это более 40 млрд гривен, остальная часть ушла на валютный рынок, финасирование оттока депозитов и оплату энергоносителей. В 2014 году эмиссия гривны выросла в 2,5 раза. Поэтому когда спрашивают почему падает гривна, ответ простой – ее слишком много. Непосредственные действия НБУ привели к обвалу гривны», — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Кроме традиционных показателей не стоит упускать из виду скупку НБУ облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), которые выпускает Министерство финансов. Этот процесс, по словам экспертов, является латентной эмиссией.
Так, по итогам 2014 года, регулятор на вторичном рынке приобрел ОВГЗ на сумму 171 млрд гривен, при этом, по состоянию на декабрь, портфель ОВГЗ НБУ оценивался в 290 млрд гривен. Получается, что в минувшем году центробанк показал высочайшую интенсивность покупки государственных бумаг для финансирования нужд правительства, среди которых главными выступали — дефицит «Нафтогаза» и военные действия на Донбассе.
«С января по ноябрь 2014 года дефицит госбюджета составил около 54 миллиардов гривен. Он был практически полностью профинансирован НБУ посредством покупки государственных бумаг. Из этих средств более 20 миллиардов гривен, не предусмотренных бюджетом, пошли на армию и проведение АТО. Остальные деньги пошли на выплату зарплат и пенсий», — заявила в декабре В. Гонтарева, озвучив, по всей видимости, лишь часть проблемы.
В свою очередь, согласно правительственному закону о государственном бюджете на 2015 год, ожидается, что порядка 113 млрд гривен будут аккумулированы Минфином через инструмент ОВГЗ. Так, значительная часть средств пойдет на финансирование отдельных секторов и субъектов, а именно: банков (36 млрд гривен), Фонда гарантирования вкладов физических лиц (20 млрд гривен), «Нафтогаза» (31 млрд гривен). Кроме того, неизвестно, сколько средств, неоговоренных в бюджете, пойдут на пополнение статутных капиталов предприятий ТЭК и нужды АТО.
«Вопрос состоит в том, насколько НБУ сможет придерживаться оговоренных в бюджете параметров или, скажем так, насколько будут превышены оговоренные параметры. Ситуация сложная – дефицит финансов большой, фондировать его на внешних рынках сейчас невозможно — остается НБУ, который, хочу отметить, де-юре является независимым органом и не выступает филиалом Министерства финансов. Прежде всего его мандат – это ценовая стабильность, контроль над уровнем инфляции, стимулирование экономического роста, но точно не обычное печатание денег. Если эмиссия будет расти, то и инфляция будет демонстрировать соответствующую динамику. При таком сценарии население станет хуже жить, потому что, когда есть инфляция, а номинальные доходы не догоняют ее уровень, реальные доходы граждан снижаются», — объясняет директор Международного фонда Блейзера в Украине Олег Устенко.
Напомним, по данным Государственной службы статистики, в 2014 году инфляция в Украине достигла 24,9%. В то же время по прогнозным оценкам НБУ инфляция в текущем году ускорится до 18%. При этом в Международном фонде Блейзера допускают, что при сохранении текущего курса правительства, заключающегося в последовательном повышении тарифов на энергоносители и активной монетизации дефицита госбюджета, инфляция на конец 2015 года может составить 50%.
Еще одним драйвером политики «печатного станка» в 2015 году станет обязательное перечисление в казну части прибыли НБУ, которая, согласно тезам упомянутого закона о госбюджете, должна составить не менее 65,4 млрд гривен и должна иметь авансовый характер. То есть, регулятор обязан осуществить отчисления от прибыли, которую он еще не получил и тут единственный способ удовлетворить запрос Кабинета Министров один — реализовать дополнительную эмиссию. Отметим, в 2014 году НБУ обязался перечислить в казну 22,8 млрд гривен от своей прибыли.