Кто потушит пожар по имени ВТО?
Плановая экономика: шаг вперед, а не взгляд назад
Когда банковская система станет народной?
Хороший хозяин. Украине необходим закон о национализации
Петро Симоненко: "Розвитком вугільної промисловості повинна займатися винятково державна влада"
Петр Симоненко: Украина на пороге гуманитарной катастрофы
Петро Симоненко — останній президент?
Среди массы предвыборных инициатив, выдвигаемых кандидатами в президенты, есть лишь одна, которую разбирающиеся в экономике люди оценили как сенсацию. Речь идет о предложении лидера КПУ Петра Симоненко отменить налог на добавленную стоимость (НДС). И представители власти, и так называемая оппозиция (в прошлом – та же власть) в один голос утверждают, что это утопия. Но простые расчеты показывают, что без грабительского налога страна вполне могла бы прожить…
Петр Симоненко уже много лет последовательно предлагает отменить НДС. В 2006 году коммунисты настойчиво пробивали поэтапную отмену налога при рассмотрении бюджета на 2007 год. Тогда же они подали расчеты, согласно которым коммунальные, транспортные услуги и услуги связи стали бы дешевле минимум на 20%, а максимум на 40%. Но тогдашнее правительство инициативу коммунистов оттолкнууло. В 2007-08 гг Петр Николаевич и его соратники продолжили борьбу против НДС. Но остальные политические силы были слишком заняты своими делами и интригами, чтобы вопрос мог дойти до стадии рассмотрения на заседании вечно заблокированного парламента.
Поэтому логично, что идея отмены НДС нашла свое отражение в программных принципах, с которыми лидер КПУ идет в президенты. Его основной аргумент – "НДС — это 15 млрд гривен, которые ежегодно оседают в карманах олигархов".
С таким утверждением трудно не согласится. Налог на добавленную стоимость превратился в деструктивный тормоз для развития не только украинской, но и мировой экономики. И вопрос его ревизии – лишь дело времени и косности мышления европейской бюрократии.
НДС был впервые предложен в 1954 году французским экономистом Лоре как альтернатива целой «веренице» налогов и сборов. Идея выглядела очень заманчиво – забирать в бюджет разницу между начальной и конечной стоимостью товара или услуги. Ее поддержали профсоюзы и левые экономисты, поскольку в самом словосочетании «добавленная стоимость» прослеживался марксистский подход.
Но… Благими намерениями вымощена дорога не в лучшие места, а бюрократия способна испохабить даже самые хорошие начинания. Чиновники европейских стран очень скоро заметили, что НДС обладает удобным и приятным для них свойством: его очень легко собирать с предприятий в бюджет. Т.е. существование НДС облегчает работу фискальных служб. Но никак не честных предпринимателей.
С 1967 года налог стал применяться в ЕС (была издана специальная директива). И с каждым годом механизм налогообложения добавленной стоимости все ухудшался и ухудшался. До Украины НДС дошел в таком абсурдном виде, что ссылаться на европейские страны, которые используют еще слегка модернизированные подходы 60-х годов, просто некорректно.
Основная идея налога – то, что все в цепочке платят понемногу, только с добавочной (или добавленной) стоимости – давно забыта. Какая может быть добавленная стоимость в убыточных коммунальных тарифах? Или при телефонных разговорах?
А вот добавленная стоимость для власти, которая не умеет сводить концы с концами, весьма приличная: задолженность по возмещению НДС экспортерам исчисляется миллиардами. Точная цифра замалчивается. Видимо, чтобы не пугать широкую общественность.
Именно кризис катализировал в Европе и России обсуждение вопроса о целесообразности отмены НДС. Особенно бурно спорят об этом сейчас в России. Деловая пресса соседнего государства буквально переполнена публикациями на данную тему. Вот последняя, весьма интересная статья в «РосБизнесКонсалтинге».
«По приблизительным неофициальным оценкам, в госбюджет РФ попадает не более четверти от потенциальных сборов по НДС», — сообщил «РБК daily» источник в Федеральной службе государственной статистики. НДС в своем нынешнем виде делает невыгодным любой экспорт, кроме сырьевого. Тем более что действующие таможенные правила сами по себе чрезвычайно усложняют поставки за рубеж, например, запчастей для техники или даже простых образцов мебели.
Именно НДС загоняет предпринимателей в криминал, и при его отмене большая часть бизнеса будет выведена из тени», — заявил «РБК daily» генеральный директор компании «Промет» Евгений Петров. По его мнению, для отмены НДС сейчас самый подходящий момент. Такой шаг позволил бы оздоровить экономику и положительно сказался бы прежде всего непосредственно на производителях и их сотрудниках. При этом ущемленными оказались бы интересы лишь армии бухгалтеров, занимающихся «круговоротом НДС в природе», а также кормящихся с этого налога чиновников. «Отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, — считает г-н Петров. — В частности, за счет налога с продаж, от которого в отличие от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки».
То, о чем в России говорят, как о самом современном и нужном шаге, в Украине практически не обсуждается. Как и не обсуждается тема минимизации последствий кризиса через механизм налоговых каникул. Поэтому, можно только догадываться, какой процент от НДС попадает в бюджет Украины (если в России это четверть, а там налоговые службы работают не в пример продуктивнее) на самом деле.
И говорить о том, что только лишь за счет НДС формируется значительная часть бюджета страны, по меньшей мере, грешить против истины. Более того, при упрощении налогообложения высвободится значительное количество «фискальных надзирателей» структур, обязанных ныне следить за сбором этого налога и часто наполняющих не государственный, а свой собственный карман при помощи различных нелегальных сценариев по его возврату. Симоненко не раз на встречах с избирателями заявлял, что отмена НДС- это действенный способ борьбы с коррупцией во власти. "Тот, кто продает продукцию за рубеж, знает — сегодня надо до 40 процентов отката в валюте отдать чиновникам".
Естественно, такая мера даст возможность свободно вздохнуть предпринимателям, вынужденным платить «оброк» и сделает отечественную продукцию конкурентной. Так что отмена НДС (наравне с денонсацией соглашения о вступлении Украины в ВТО)- это шаг по защите украинских рынков. Одно дело писать на плакатах «Защищай украинское!» и совсем другое — предлагать для этого конкретные методы.
Тем более, что отмена НДС могла бы рассматриваться как первый шаг в программе детенизации экономики страны. Другие способствующие этому механизмы – уменьшение налогового пресса, налоговые каникулы для производственных и социально-полезных секторов экономики, для развивающихся предприятий малого и среднего бизнеса. Таких, например, как переработка сельхозпродукции, текстильной, хлебобулочной, галантерейной.
Кстати, у коммунистов есть и практический опыт в сфере снижения налогов, и багаж достижений. Петр Симоненко в свое время уделял достаточно внимания подоходному налогу (предлагая дифференцировать его ставки от 5 % до 30 % в зависимости от уровня месячного налогооблагаемого дохода) и налогу на недвижимость. Кроме того, удачной для налогоплательщиков можно назвать инициативу лидера КПУ понизить ставки транспортного налога, что позже нашло отражение в ныне действующем законе и сыграло однозначно позитивную роль для экономики. />