В правительстве Украины вновь заговорили о продлении сотрудничества с Международным валютным фондом. Действующая краткосрочная программа с МВФ заканчивается в конце года. Украине нужны деньги, чтобы было удобней платить по внешним долгам и сохранять положительный имидж в глазах западных кредиторов. Но парадокс в том, что МВФ уже практически исчерпал требования, которые Украина могла бы выполнить для продолжения сотрудничества. Да и транши, которые поступают от МВФ, не способствуют развитию экономики.
«Так легче правительству»
В начале октября премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что Украина и представители Международного валютного фонда завершают подготовку меморандума о продлении действующей программы stand-by. Она была рассчитана на 18 месяцев и утверждена в мае прошлого года. Украина сразу получила $2,1 миллиард кредита из $5 миллиардов, которые МВФ должен был предоставить по этой программе. Больше по ней Украина средств не получала, хоть и выполнила обязательства для поступления очередных траншей.
Теперь же в правительстве ожидают получить $750 миллионов второго транша в конце ноября или в декабре. На эти средства надеются и в Офисе президента. Советник главы государства Олег Устенко заявил, что сейчас обсуждается возможность продления действующей краткосрочной программы сотрудничества с МВФ на полгода.
Эксперты отмечают, что Украина никогда не получала полный объем средств, предусмотренный в любой из программ сотрудничества с МВФ. Как правило, в страну поступало чуть меньше половины общей суммы кредита. МВФ верен своим традициям и сейчас.
«Это уже такая тенденция: несмотря на то, что Украина полностью удовлетворяла в законодательном поле “хотелки” МВФ, денег ни разу по кредитам в полном объеме не поступило. Можно говорить, что МВФ не выполняет свои обязательства, а только требует», – говорит экономический эксперт Всеволод Степанюк.
По мнению эксперта, $750 миллионов, которые надеется получить украинское правительство от МВФ до конца года, не являются значимой суммой для финансовой системы Украины.
«Эта сумма не играет никакой роли в выполнении бюджета, в стабилизации финансов Украины. Как говорят сторонники сотрудничества, главное – сотрудничество, деньги – это не главное, это маячок для чего-то. $750 миллионов – это копейки, которые не стоят того, чтобы их обсуждать на уровне премьер-министра нормальной страны», – говорит Всеволод Степанюк.
Действительно, $750 миллионов – это небольшие деньги, но правительству с ними будет удобней. Также сотрудничество с МВФ позволяет поддерживать имидж Украины в глазах других внешних кредиторов и тех частных инвесторов, которые захотят вложиться в государственные ценные бумаги.
«Здесь есть две простые составляющие, – говорит доктор экономических наук Алексей Плотников. –Во-первых, правительство планировало, что будут эти внешние деньги. Так легче профинансировать расходную часть. Опять-таки непонятно, что у нас будет с тарифами, с ценами, какие придется направлять средства, чтобы не вымерзла страна. Первая позиция – это легкость для Министерства финансов в работе с дополнительными источниками. А вторая позиция – это внешняя ситуация страны, как страну воспринимают инвесторы, как страну воспринимают международные финансовые организации. Среди немногочисленных преимуществ Украины можно называть то, что она находится под финансированием МВФ. Если в данном случае МВФ прекратит сотрудничество, то на это будут смотреть, как на то, что, наверное, в стране не все в порядке».
В конце августа Украина получила $2,7 миллиардов от МВФ в рамках очередного квотного распределения средств. Эти деньги сразу же начали использовать. Механизм работы с ними остается прежним: они помогли рассчитаться с внешними долгами в сентябре.
В проекте госбюджета на 2022 год уже предусмотрено $2,9 миллиардов от МВФ, что также сигнализирует о четком намерении продлить действующую программу сотрудничества с МВФ и выбрать остаток средств. По мнению экономического эксперта Growford Institute Виктора Скаршевского, продление может произойти после утверждения проекта госбюджета Украины на следующий год: «Сейчас у нас идет бюджетный процесс, и я думаю, если даже в МВФ захотят выдать нам транш, они будут ждать, пока не будет окончательного принятия, а бюджет должен быть принят до 1 декабря», – сказал экономист.
«Обязательства нашей власти»
Очевидно, продолжение сотрудничества с МВФ потребует от Украины выполнения очередных обязательств. В правящей партии «Слуга народа» уже заявили, что на ближайшей парламентской неделе необходимо принять законы «для усиления сотрудничества с МВФ, которых давно ждет миссия Фонда в Украине». Среди них законопроект о приведении статуса НАБУ в соответствие с требованиями Конституции и три законопроекта по реформированию банковской сферы и усилению независимости НБУ.
Тем временем глава миссии Международного валютного фонда в Украине Иванна Владкова-Холлар уже сообщила послам «Большой семерки» в Украине о прогрессе в выполнении страной ряда условий соглашения stand-by. По словам чиновницы, послы G7 обрадовались выполнению Украиной определенных шагов в банковском секторе.
По мнению Виктора Скаршевского, Украина выполнила так много требований МВФ, что международные кредиторы уже мало что могут потребовать для продления сотрудничества.
«Национальный банк лет 10-15 и так является филиалом Международного валютного фонда. Все согласовывается со специалистами МВФ – монетарная политика, чистые международные резервы, количественные показатели. Бюджеты без МВФ не принимаем, – отмечает экономист. – Мы открыли рынок газа для населения, но рынок в больших кавычках, потому что есть фиксированные цены, годовые контракты. В угоду МВФ отвязали от ПСО теплокоммунэнерго. Как обязательство перед МВФ главный антикоррупционный орган НАБУ у нас возглавляет записной коррупционер, во всяком случае, по решению суда он внесен в реестр коррупционеров. Много было сказано в меморандуме с МВФ, что будет проведен аудит COVID-фонда. Аудит провели, и всех устраивает, что половина денег из него ушла на так называемое “Большое строительство”, на дороги. Рынок земли – также в угоду МВФ».
Однако условия, которые должна выполнить Украина для предоставления новых траншей от МВФ, можно найти. Иностранцы отмечали, что продолжение дальнейшего сотрудничества предусматривает завершение комплексной судебной реформы в Украине, включая Высший совет правосудия, а также реформу корпоративного управления в соответствии с руководящими принципами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
«Там требования по Нацбанку, по корпоративной культуре управления, – говорит Алексей Плотников. – Требования по судебной системе не выполнены. Требования по борьбе с коррупцией – это фактически пожелания, которые далеки от выполнения. Я не знаю, чтобы выдвигали что-то новое. Условно говоря, никто не придумал новых вещей, все идет в рамках того, что еще с весны говорил МВФ о предоставлении этого транша».
Возможно, в своих требованиях МВФ будет фокусироваться именно на реформе корпоративного управления в ключевых украинских госкомпаниях. Международные кредиторы могут применить свой диктат, чтобы усилить в них иностранное влияние.
Эксперты подчеркивают важный момент: МВФ никого не заставляет, все обязательства по выполнению тех или иных требований берет на себя украинская власть.
«Это не то, что какой-то злой МВФ пришел сюда и так сделал. Меморандум с МВФ подписывается только с украинской стороны, и его подписывает четыре человека – президент, премьер-министр, министр финансов и глава Национального банка. Все эти условия и обязательства – это обязательства нашей власти», – отмечает Виктор Скаршевский.
«Ни одного доллара на развитие экономики»
Впереди у Верховной Рады и Кабмина принятие проекта госбюджета на 2022 год, а также голосование за резонансный законопроект № 5600 о повышении налогов. Это важные события в контексте продолжения сотрудничества с МВФ и его влияния на экономику Украины.
«Миссия, которая работает в виртуальном режиме, смотрела проект бюджета, – рассказывает Алексей Плотников. – Там были выводы в первую очередь по дефициту бюджета, по социальным расходам и по расходам на поддержку национальной экономики. Это то, к чему обычно претензии. МВФ обычно просит минимизировать “социалку” и поддержку национальной экономики. Условно говоря, госзаказы на постройку самолетов “АН” обычно вызывают у них очень резкое неприятие».
Законопроект № 5600 напрямую не является требованием МВФ, но очень хорошо ложится в логику сотрудничества с Фондом. После его принятия власти могут показать кредиторам, как они старались увеличить доходную часть бюджета, работая с доходами населения и бизнеса. Законопроект может стать определенным козырем в дальнейшем сотрудничестве с МВФ.
«Самое плохое в сотрудничестве с МВФ, – говорит Виктор Скаршевский, – это то, что практически на первой странице этого меморандума всегда прописываются обязательства, которые берет на себя власть: не снижать налоги, не развивать индустриальные парки, не в полной мере запускать кредитно-экспортное агентство, тотальная фискализация малого бизнеса. Я уже не говорю об урезании социальных вещей. Украинская сторона берет на себя обязательства не развивать экономику, не делать того, что делают все развитые экономики».
Эксперты напоминают, что средства от «западных партнеров», которые часто выделяются Украине, являются кредитами, которые необходимо погашать и обслуживать. На эти средства не построено ни одно предприятие, которое бы приносило доход стране и рабочие места населению.
«Очень странно, когда кредиты называют помощью, тем более макроэкономической, – говорит Всеволод Степанюк. – Нет никакой помощи в том, что на вас навешивают долги. Деньги, которые поступают, вы не можете тратить, как хотите, а вам рассказывают, куда и на что нужно их потратить, но при этом долг вместе с процентами будет за вами. Никаких помощей ни от Евросоюза, ни от США, ни от МВФ Украина не получала никогда. Если получала, то это были грантовые программы, которые шли на развитие грантовых структур и на внедрение своих людей в правительство Украины. На развитие экономики Украина никогда ни одного доллара не получила».