На фоне проведения деолигархизации, на чем активно зарабатывает политические баллы власть, Верховная Рада принимает законодательство, которое значительно ухудшает положение наемных работников. Нормы настолько регрессивные и дремучие, что даже не нужны по-настоящему ответственным работодателям и бизнесу. «Слуги народа» если кому и хотят пособить этим, то олигархическим предприятиям в олигархической экономике. При этом партию власти не беспокоят грубейшие нарушения ряда международных обязательств.
Сужают права, убирают гарантии
Верховная Рада приняла законопроект № 5388 за основу 21 сентября. За него проголосовали фракции «Слуга народа» и «Голос», члены депутатских групп и внефракционные. Этим законопроектом хотят внести изменения в действующий Кодекс законов о труде ради «дерегуляции трудовых отношений».
Автор законопроекта, которым является Министерство экономического развития, объясняет необходимость этих изменений тем, что работодателю приходится тратить много времени и финансов на запутанные, формальные бюрократические процедуры. Это якобы отпугивает работодателя и усложняет оформление наемного работника. Однако предложенные правительством изменения в законопроекте говорят о другом.
Основой этих изменений является более детальная трактовка заключения срочного трудового договора, то есть наем работника на определенный срок, по сути, контрактная основа работы. Законодатель хочет, чтобы этот договор заключался на срок не больше 5 лет. Внимание правительства к срочным договорам насторожило экспертов.
«Под видом дерегуляции трудовых отношений на самом деле существенно сужаются права работников, – говорит эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. – Все трудовые гарантии, которые закреплены Кодексом законов о труде, хотят перевести, чтобы это был как бы договор между двумя субъектами – работником и сотрудником. То есть подменить трудовыми договорами трудовое законодательство. Понятно, что работодатель будет прописывать условия всегда в свою пользу. Сейчас права работника гарантированы: 8-часовой рабочий день, два выходных в неделю, право на отпуск и так далее. А так все это может быть нивелировано условиями трудовых договоров».
Согласно действующему КЗоТу, срочный трудовой договор можно подписать и сейчас, но законодатель хочет усовершенствовать эту процедуру и сделать ее использование более широким. Он забывает о другом: работник и работодатель не являются равными субъектами, ведь работник подчиняется работодателю. Трудовое законодательство выравнивает этот дисбаланс, чему и противоречит законопроект № 5388. Опасность состоит в том, что в срочный трудовой договор можно легко внести обязанности работника и основания для его увольнения, не предусмотренные законодательством.
«Это общая логика реформ последних двух лет: нужно переставить все с рельс регулирования каких-то положений законом или коллективным договором на рельсы регулирования индивидуальным трудовым договором, – объясняет ситуацию глава ОО «Трудовые инициативы» Георгий Сандул. – Говорят, что в этом договоре можно выставить лучше зарплату или улучшить условия. Но здесь как с банком: когда вы берете кредит или кладете деньги на депозит, можете ли вы поставить хоть одну запятую в этот договор с банком? Этого не будет. Если вы идете на большое предприятие в регионах, – металлургический завод или угольную шахту, – то никто не будет вам давать возможность вписывать в договор дополнительные “плюшки” для работника. А там могут возлагаться дополнительные обязательства на работника вплоть до увольнения, работы по выходным. А потом работник не сможет защититься в суде, потому что ему скажут: ты сам это подписал. Работодатель скажет, что работник сам хотел работать 16 часов, умереть от переработки и так далее».
Вторым важным для правительства и опасным для наемных работников изменением может стать то, что из трудовых отношений фактически выбрасывают профсоюзы. Сейчас работодатель не может уволить работника или назначить сверхурочные работы без согласия первичной профсоюзной организации предприятия или учреждения. В законопроекте № 5388 говорится, что работодатель о тех или иных изменениях лишь информирует профсоюз, который таким образом становится бесправным и лишается своей важной роли в трудовых отношениях, а права наемного работника становятся еще более уязвимыми.
По мнению экспертов, такая норма едва ли не самая опасная в законопроекте. Она не только делает профсоюзы бесправными на предприятиях и в учреждениях, но и не позволяет работнику вскрывать негативные явления на работе.
«Удаляется право профсоюза блокировать увольнение, – говорит Георгий Сандул. – В своей практике мы очень часто сталкиваемся с тем, что люди на предприятиях вскрывают коррупцию и их хотят уволить. В госсекторе это повсеместно. Мы через суд восстанавливаем их на работе, потому что на это не было согласие профсоюза. Это эффективный механизм защиты. Это помогает в масштабах государства».
«Увольнять как рабов»
Обсуждение законопроекта № 5388 в парламентском зале было недолгим, но острым. Главный идеолог дерегуляции трудовых отношений в Украине Галина Третьякова акцентировала внимание на том, что законопроект упрощает процедуру заключения срочного трудового договора и испытательного срока:
«Этот законопроект устанавливает разницу между срочным и бессрочным трудовым договором. Правительственный законопроект стимулирует работодателей к легальному оформлению трудовых отношений, создает предпосылки для более эффективного соблюдения законодательства о труде, предусматривает установление удобного режима рабочего времени и отдыха, а также эффективное использование периода отпуска», – заявила глава профильного комитета Верховной Рады.
Интересную логику необходимости внесения таких изменений привел нардеп Владимир Цабаль: «Я призываю в первом чтении поддержать этот закон, который либерализирует трудовое законодательство, который дает больше возможностей работодателю, и в конце от этого выиграют работники, потому что хороший работодатель растет, его доходы растут, и работник в конечном итоге также выигрывает».
По этой странной логике, чтобы для работника улучшились условия труда и увеличилась заработная плата, его надо сначала лишить прав и загнобить. Неслучайно критиков законопроекта № 5388 было больше:
«Исключается необходимость ведения правил внутреннего трудового распорядка или графиков сменности. Отменяется обязательность ведения графика отпусков и подачи сообщений о начале отпуска, – заявил с трибуны нардеп Сергей Рудык. – Когда вы говорите о борьбе с олигархатом, то имейте в виду с кого начинаете. Вы хотите увольнять людей как рабов? Без этого нельзя бороться с бедностью? Все, кто проголосуют, за этот позор, будут краснеть до конца этой каденции. Политический труп – это минимум, что будет вам светить. Никто за вас не проголосует, если будут голосовать честно».
Законопроект № 5388 действительно содержит еще ряд опасных изменений:
— вводит полную материальную ответственность работника;
— значительно сокращает список людей, которых не должны брать на испытательный срок (исключаются матери-одиночки и внутренне перемещенные лица);
— сужается норма об информировании работника об изменении условий труда (делать это будут только, если это «тянет за собой ухудшение условий труда»);
— график отпусков на предприятии можно не вести (в таких условиях работник об отпуске может и забыть).
«Выходит, что в отпуск человека будут отпускать только по желанию работодателя, а не по тому, как хочет сам работник или как наперед составлен график, как сейчас на предприятиях. Также они очень сужают перечень лиц, которые ранее принимались на работу без испытательного срока. Таким образом сужают права ныне работающих людей», – отмечает Андрей Павловский.
«Получим по шапке от Европы»
После победы на выборах Владимира Зеленского и «Слуги народа» и после формирования правительства начались систематические атаки на действующее трудовое законодательство. Впрочем, Кодекс законов о труде от 1971 года, который сейчас действует в Украине, всегда становился костью в горле у власти и бизнеса. Сначала его хотели заменить законом «О труде», написанным в Министерстве развития экономики под руководством еще Тимофея Милованова. Он тоже предполагал опору на срочные договора и сужение прав работника. Наскок не прошел, и теперь либертарианские идеи рассеялись на разные законопроекты, которые стремятся переписать действующий КЗоТ с выгодой для бизнеса и работодателя. Таких законодательных инициатив в Верховной Раде около 20 и законопроект № 5388 – не самый опасный.
«Мелкими укусами пытаются обглодать, обкусать Кодекс законов о труде, повыбрасывать под разными благовидными предлогами законом закрепленные права работников и определенные гарантии», – говорит Андрей Павловский.
Законопроект № 5388 раскритиковали в Международной организации труда: «Эти положения не только препятствуют созданию адекватных механизмов защиты работников от злоупотреблений, особенно работников, которые находятся в ненадежных или непредсказуемых трудовых отношениях, но и в некоторых случаях противоречат применимым международным и европейским трудовым нормам», – говорится в экспертизе МОТ.
Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу и генеральный секретарь Европейской конфедерации профсоюзов Лука Висентини призвали украинскую власть остановить регрессивную трудовую реформу. В профсоюзах посчитали, что украинские законопроекты по реформе трудовых отношений нарушают девять конвенций МОТ и три директивы Европейского парламента и Совета Европы.
«Международный скандал уже есть, – говорит Георгий Сандул. – Крупнейшие мировые объединения профсоюзов уже резко высказались против этих реформ и не только против законопроекта № 5388. Международное давление будет и не только на уровне писем с выражением большой обеспокоенности. Профсоюзы по всему миру – это одна большая семья. Они могут влиять на экономику. Очень часто бывало, когда в какой-то стране принимались регрессивные законы или репрессируют профсоюзных лидеров, профсоюзы в другой стране говорят, что не будут покупать продукцию из этой страны. Влияние непрямое. Украина каждый год рапортует о выполнении Соглашения об Ассоциации с ЕС. В нем есть статья 296, которая говорит, что Украина не имеет права снижать уровень трудовых прав, охраны труда в угоду привлечения инвестиций и интенсификации торговли. Напрямую запрещено то, чем мотивируются все эти реформы. Если ЕС сочтет это нарушением европейских норм, опять же получим по шапке от Европы, потому что у нас есть обязательства».
Самое интересное, что по-настоящему ответственный бизнес не заинтересован в принятии законопроектов, которые ухудшают положение наемных работников.
«Когда мы говорим с работодателями, они говорят, что их эти нормы про увольнение вообще не интересуют, потому что и так кризис с рабочей силой, все уехали в Польшу. Люди выезжают, потому что не защищены. Настоящий бизнес это не интересует. Это какая-то мифология», – отмечает Георгий Сандул.
Но вместо прогрессивного европейского опыта обеспечения и улучшения трудовых прав в Украине депутаты и чиновники продолжают тратить время и деньги на инициативы типа 5388. Возможно, такое положение наемных работников выгодно и необходимо для крупного бизнеса – олигархических предприятий. Процесс деолигархизации в этом свете заиграл новыми красками.
«От этого выиграют только большие финансово-промышленные группы, которые у нас контролируются известными людьми, – говорит Георгий Сандул. – Проиграют работники, проиграет Украина. Нормальный бизнес не ставит работнику 16 часов работы в трудовой договор, потому что работник должен отдыхать и нормально работать. Слава Богу, есть социально ответственные компании в Украине, а это делается в угоду какому-то экстенсивному псевдоразвитию. Украина идет не по европейскому пути реформирования трудового законодательства».
«Результатом внедрения указанных законопроектов, – пишет Конфедерация свободных профсоюзов Украины в письме к главе Верховной Рады, – станет дальнейший рост безработицы и трудовой миграции, легализация неограниченного диктата работодателя в отношении работника, исключение профсоюзов из правового поля регулирования трудовых отношений».
Это еще один момент, который забывают законодатели: ухудшение трудовых прав повлечет за собой усугубление экономического кризиса – увеличится трудовая миграция, безработица, социальное напряжение. Следовательно, государству лучше эту сферу не трогать вообще.