Олег Пономарёв
07:17 25/07/2012

Не украл на работе — день прошел зря?

77% офисных сотрудников так или иначе сталкивались с проблемой воровства на работе. При этом каждый третий – принимал непосредственное участие в «ограблении» собственного же места работы. Столь неутешительные данные были выявлены в ходе совместного проекта еженедельника «Комментарии» и международного кадрового портала «Headhunter Украина». /> В свою очередь «ГолосUA” решил разобраться в проблеме корпоративного воровства глубже, а возможно, найти его первопричины.

Меньше платят – больше воруют?

По мнению партнера компании «Астра Бизнес Консалтинг» Тараса Полуляхя, одной из основных причин массового воровства на работе, (либо просто мелких краж), является довольная низкая зарплата. По его словам, лидерами антирейтинга являются как раз работники нижнего звена, (стажеры, мелкие клерки, уборщицы и т. д.). Вот только общая сумма убытка, наносимая с виду неприметными сотрудниками, исчисляется довольно внушительными суммами. А чем крупнее компания, тем выше и убытки.

«Руководители среднего звена и топ-менеджмент «забирает» около 20-30 % ценностей. А на персонал среднего и нижнего уровня приходится около 10-30% в общем весе краж. Еще около 2-3%  краж осуществляют сотрудники отдела охраны», — говорит Т.Полулях.
Эксперт подчеркнул, что большинство «голубых воришек», ссылается на низкую зарплату и средние, (а иногда и ниже среднего), условия жизни. При этом абсолютно не хочется никого обижать, но факт остается фактом: наиболее изобретательными в воровстве являются представительницы слабого пола. Женщине же, дабы переступить «грань приличия» нужно все обдумать. 

Зачастую, как подчеркивают эксперты, работодатель старается закрывать глаза на вопиющие факты, либо «уйти» сотрудника по-тихому. А вот если ваш шеф окажется товарищем принципиальным и решит наказать сотрудника, то согласно Уголовному кодексу за кражу на сумму более 1 тыс. 100 грн., (либо эквивалент этой суммы в товаре), можно загреметь и за решетку.

«В нашем законодательстве четко прописана грань, где административная ответственность перерастает в уголовную. То есть, если сотрудник «вынес» на сумму более чем 1100 грн, то работодатель может смело подавать на него в суд и привлечь к уголовной ответственности», — подчеркнул Т. Полулях.

Что чаще всего «несут» с работы?

Если вы думаете, что «одолжить» на работе карандаш или блокнот – это воровство, а распечатать на офисном принтере дипломную работу в 300 страниц – нет, то вы глубоко ошибаетесь. И в первом и во втором случаях вы уже являетесь воришкой. Разница лишь в объемах.  Согласно анонимному опросу «Кражи на работе: что украинцы «выносят» и «приносят» в офис», проведенный со 2 по 13 июля среди 5 тыс. украинцев вырисовались довольно интересные цифры. 

Как показало исследование 77% украинцев сталкивались с кражами на рабочем месте. Так, на вопрос «Что чаще всего случается у вас на работе», каждый второй респондент (58,5%) ответил: «Использование рабочей оргтехники (например, принтера или факса) в личных целях». Кроме того, практически весь «офисный планктон» активно болтает за счет работодателя по мобильному, сидит в социальных сетях или просматривает далеко не связанные с работой ресурсы, несет домой канцтовары, чай-кофе, сувенирную продукцию компании и даже моющие средства с туалетной бумагой.

Среди более серьезных проступков – воровство чужих продуктов из холодильника и кража личных вещей и денег коллег, (22,7% и 11,4% соответственно). Между тем, подавляющее большинство опрошенных (58,5%) на вопрос «Что чаще всего вы приносите домой с работы» ответили: «Ничего».

«Не все йогурты одинаково полезны»

Как не все йогурты полезны, та и не все сотрудники что-нибудь, да пытаются стащить с работы. Оказывается, есть еще и такие, которые готовы ради любимой работы едва ли не последнюю рубаху отдать. Вот только они – в меньшинстве.

По словам генерального, директора м международного кадрового портала «HeadHunter» Марины Маковей, украинцы склонны не только «нести» что-то с работы, но и отдавать свое личное.

«Около 80% респондентов отметили, что используют собственные ресурсы для  решения рабочих задач. При этом большинство сотрудников говорят о том, что для работы  используют собственную технику, компьютеры, принтеры, ноутбуки, ведет телефонные переговоры за личный счет, покупает чай или кофе для общей кухни»,  — отметила М. Маковей. Еще порядка 25% «сочувствующих» готовы поделиться с конторой канцтоварами, картриджами для принтеров и бумагой.

В здоровом теле – здоровый дух

И если в рамках всего вышеизложенного мы коснулись лишь верхушки «айсберга, то в глобальном – проблема воровства на работе стара как мир и является таковой не только с моральной, но и психологической точки зрения.

Как отмечают эксперты и психологи, наличие в офисе видеонаблюдения, собственной или нанятой охраны, а также тотальный контроль за сотрудниками проблему воровства «на производстве» решает лишь отчасти.

По их мнению, существует целый ряд первопричин воровства на работе. И только решив их в комплексе о проблеме можно забыть:

Правила игры задает руководитель или неформальный лидер коллектива. Если этот человек является для большинства открытым, порядочным и обязательным – отношение к нему будет аналогичным. Согласитесь, если все знают, что начальник хитрый и вороватый, о какой порядочности подчиненных может идти речь?

Отсутствие корпоративной культуры, лояльности к компании, сплоченности коллектива, поверхностное отношение к проблеме и «временщина», также являются своеобразными катализаторами воровства. Если сотрудники не ценят свою принадлежность к этому коллективу, работу в этой компании, у них нет особого стремления беречь «казенную» собственность.

«Конечно же, только одно повышением зарплаты проблемы воровства не решить. Но и такое понятие, как мотивация, отметать тоже нельзя. Ведь определяется она не только в денежном эквиваленте. Естественно, материальная компенсация труда должна быть достаточной и конкурентоспособной. Но кроме этого, сотрудник должен быть уверен, что его достижения будут оценены. Ведь человек-то, по сути, существо тщеславное и лишняя похвала отвращения еще ни у кого не вызывала», — рассказывает «ГолосUA” психолог Оксана Сухецкая.

В заключение, перефразируя известную фразу: «В здоровом теле – здоровый дух», хотелось бы то же самое сказать и о любом коллективе. «В здоровом офисе – здоровый дух». К счастью, «паршивых овец» в  «офисном стаде» куда меньше благонадежных сотрудников.

Читайте также по теме