Электросамокаты быстро стали привычным явлением на улицах крупных украинских городов. Прохожим, велосипедистам и водителям автомобилей приходится считаться с их присутствием. Но, несмотря на это, электросамокаты все еще не имеют официального статуса. Не принято ни одного закона, не внесены пояснения в правила дорожного движения. А тем временем число ДТП с участием электросамокатов продолжает расти.
5 августа жители Киева стали свидетелями невероятного зрелища – парень, который взял в прокат электросамокат, никак не мог сладить с техникой. Транспортное средство, которое молодой человек держал за руль, как будто живое, комично вырывалось из его рук.
К счастью, все закончилось благополучно. Не пострадал ни горе-водитель, ни пребывающие поблизости пешеходы, ни спящий неподалеку беспризорный. Пользователей же соцсетей ролик позабавил.
Но далеко не все ситуации, в которых замешаны электросамокаты, вызывают смех. Например, первого августа в Запорожье водитель автомобиля сбил мужчину на электросамокате. Подобная ситуация случилась в Виннице. Там пострадал 12 летний ребенок, который управлял самокатом.
Но не всегда «самокатчики» выступают в роли жертв. В июле электросамокат наехал на пешехода, которому потребовалась госпитализация. Водителя самоката оштрафовали на 127 тысяч гривен.
Наблюдая за всеми этими смешными, трагическими, а порой и странными ситуациями, хочется задать вопрос: что с этим делать?
Издание ГолосUA спросило у профессиональных юристов, как текущее законодательство может регулировать использование электросамокатов.
«На данный момент никакого законодательства по электросамокатам нет. Его планируют ввести, но одно дело планировать, а другое дело реализовать. На данный момент в Верховной Раде ждут своего рассмотрения два законопроект по этому вопросу. Также есть проект изменений правил дорожного движения, который в том числе касается этого вида транспорта. Но в данный момент нет никаких оснований надеяться, что все эти законопроекты будут рассмотрены. В ближайшее время не стоит ожидать, что мы узнаем что-то новое о статусе электросамокатов», — говорит юрист и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.
Некоторые специалисты считают, что появление законов, которые помогут решить вопрос электросамокатов, стоит ожидать через пару лет.
«Вероятнее всего электросамокаты в конце концов будет приравнены к велосипедам со всеми вытекающими последствиями. Но для того, чтобы это эффективно работало, нашим городам не хватает инфраструктуры. Иначе вопрос был бы решен, как говорится, еще вчера. Поскольку инфраструктуры нет, законодатели не спешат принимать решение. Но вопрос однозначно будет решен, скорее всего, в течение ближайших нескольких лет», — рассказал эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов.
Эксперт подчеркнул, что велосипед, в условиях неразвитой инфраструктуры, должен ехать по краю первой полосы движения, что может быть опасным для велосипедиста. Поэтому они зачастую двигаются по тротуару, что также опасно, но уже для пешеходов.
«Это тот случай, когда законодатели просто не хотят брать на себя ответственность правового урегулирования данного вопроса. Если сказать «самокатчикам» ездить на дорогах, как велосипедисты, то могут быть жертвы. Если по тротуарам, как пешеходы – также могут быть пострадавшие. Поэтому пока что законодатели оставили решение вопроса в «серой зоне», пока не будет создана надлежащая инфраструктура. Или появится критическое количество людей, которые недовольны ситуацией. Тогда и будет решен вопрос электросамокатов», — предположил эксперт.
Дмитрий Беспалов также подчеркнул, что если пешеход попадет по колеса электросамоката, он никак не сможет защитить себя правовым путем. Впрочем, виноват ли в столкновении «самокатчик», также будет не так-то просто определить.
Проблема усугубляется тем, что те, кто обязан защищать законность на улицах, сами активно используют электросамокаты. Меньше недели назад этот вид транспорта начали использовать закарпатские правоохранители для патрулирования улиц. По этому поводу эксперты также имеют разнящиеся мнения.
«В принципе нет ничего абсурдного в том, что на Закарпатье полиция использует для патрулирования электросамокаты. Если это происходит в парке, то почему бы и нет. В этом случае особых проблем возникнуть не должно. Проблема от электросамокатов возникает лишь на улицах городов – как на проезжей части, так и в пешеходной зоне», — считает Владимир Караваев.
Дмитрий Беспалов имеет иное мнение: «Полицейским следовало бы использовать электрические велосипеды. Велосипед – это урегулированное законодательством транспортное средство. Пока электросамокаты в «серой зоне», может быть принято любое решение. Но остается непонятно, как полицейские оформляют такое транспортное средство. Возможно, они еще не дошли до того момента, когда возникнут проблемы с этой неурегулированностью. В любом случае, на месте представителей закона и порядка я бы не использовал транспортное средство, которое фактически незаконно», — считает эксперт.
Как бы то ни было, простым гражданам приходится лишь терпеливо ждать, когда вопрос электросамокатов будет урегулирован. Путь это будет до того, как появится критическое количество недовольных. А пока будьте бдительны и не забывайте, идя по улице, время от времени посматривать налево. А затем направо.