Власти видят изъяны медицинской реформы, но менять не собираются, — отмечают эксперты. Они трубят, что реформа прописана так, что платить придется за спасение жизни в клинике, что денег на всех не хватит, что команда реформаторов некомпетентна. Но с 1 июля стартует новый этап реформы…
«Правовой нигилизм, нарушение норм Конституции»
С 1 июля в Украине изменятся принципы работы, после чего в рамках первичной и экстренной медицинской помощи пациент не должен будет платить, — заявил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк в СМИ.
Однако, президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк заявляет, что госпитальная помощь, после того как больного привезли в реанимацию, станет платной.
«Украина — единственная страна в Европе, в которой нужно платить за реанимационные действия. Это действительно скандал, это полный правовой нигилизм, нарушение норм Конституции», — заявил В. Сердюк.
По его словам, хотя экстренная медицинская помощь является бесплатной, имеется разграничение, догоспитальной медицинской помощи (привезли в больницу) и госпитальной медицинской помощи (положили в реанимацию). И, по его словам, госпитальная помощь, когда больного привезли в реанимацию, будет платной.
Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов подчеркивает, что данное новшество ввели под руководством и. о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, и не собираются менять.
Напомним, что Минздрав не обнародовал цены. Однако еще 18 октября прошлого года глава комитета по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец опубликовала в своем блоге перечень цен.
По данным обнародованным Богомолец, скажем, удаление камня в желчном пузыре будет стоить от 34 до 51 тысячи гривен, открытая рана локтя — около 54 тысяч, открытая рана предплечья — 33,5 тысячи гривен, ушиб голени — 71 тысячу гривен, лечение панкреатита — 72 тысячи, аневризма сердца – 154 тысячи гривен, шунтирование аорты – 130 тысяч, коронарный тромбоз – 103 тысячи, и т.д.
Согласно медицинской реформе, государство должно оплачивать лишь часть медицинской помощи (но не всю, как было ранее). Для этого в законодательство ввели термин «медицинские услуги», которого нет в Основном законе.
Ведь ст. 49 Конституции гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена».
Теперь, пользуясь термином «медицинские услуги», власть вводит платную медицину, не предусмотрев в рамках реформы всеобщего медстрахования.
Деньги есть, но не для всех
По плану медреформы, с 1 июля для посещения специалиста нужно направление от семейного врача.
А те будут принимать пациентов бесплатно только после подписания меморандума. Чем больше меморандумов врач подпишет, тем больше он и его больница получат дохода. Государство будет платить за одного человека 370 грн в год. За детей и пожилых – больше.
Уже более двух миллионов пациентов подписали декларации с врачами. Но Виктор Сердюк уверен — денег на всех не хватит.
«Деньги за пациентом никуда не пойдут. Нет никаких примеров этой реформы «в действии». Если зарегистрируются дети до 18 лет и люди после 60 лет, то только на них пойдут деньги из бюджета. Для людей от 25 лет деньги вообще не предусмотрены. Этих денег — 8 млрд грн, которые остались на полгода, не будет хватать, если зарегистрируются только дети и пенсионеры. Это полное издевательство. Люди, как платили за медуслуги, так и будут платить. И это приведет к большой депрессии среди украинцев», — заявил он.
Напомним, что для распределения денежных потоков в медицине создана Национальная служба здоровья (НСЗУ), которая имеет статус центрального органа исполнительной власти.
НСЗУ будет анализировать потребности украинцев в лекарствах, заказывать медицинские услуги и препараты, вносить предложения относительно тарифов, составлять, менять и расторгать договора о медобслуживании населения. То есть, закупать услуги по медицинскому обслуживанию населения.
На работу Нацслужбы здоровья выделено — 8,27 млрд грн. Но деньги на оплату услуг по договорам с НСЗУ хранятся на казначейских счетах. Для того, чтобы их получить, больница или поликлиника должна заключить договор с НСЗУ.
Павел Ковтонюк говорит, что с 1 июля на новые принципы финансирования перейдут примерно 15-20% медучреждений первичной помощи.
«В Украине примерно 1200 медучреждений, которые оказывают первичную медпомощь. Думаю, что в первых ста общинах будет примерно двести-триста таких медучреждений. То есть, с 1 июля на новые принципы финансирования перейдут примерно 15-20 процентов медучреждений первичной помощи», — рассказал замминистра.
Но Виктор Сердюк уверен, что власти будут искать повод не давать денег больницам. «Среди причин, по которым не дадут денег, будут обвинения врачей в несоответствующем оснащении лечебного учреждения», — считает он.
«Она является не безупречной»
С 1 июля в Украине изменятся принципы работы поликлиник. «Минздрав принял соответствующий приказ, регулирующий вопросы оказания первичной помощи, в котором указано все, что пациент получит у семейного врача бесплатно. За это нельзя брать денег – ни копейки. Туда, помимо осмотра, входят восемь обследований, электрокардиограмма, несколько тестов и т.д.», — говорит Павел Ковтонюк.
По его словам, в рамках вторичной и третичной медпомощи, то есть в больницах, будет существовать перечень медицинских услуг, стоимость которых государство не сможет покрыть. «Это наверняка будут услуги, которые не являются жизненно необходимыми», — сказал замминистра.
Однако эксперты давно констатируют, что реформа ограничивает доступ к медицине. Особенно для социально незащищенных групп населения — пенсионеров, людей с низким достатком, которых по данным ООН, в Украине 60%.
Так, глава свободного профсоюза медицинских работников Олег Панасенко ранее заявлял, что механизма, как медицинская реформа будет внедряться на практике, нет. «Четкого механизма, как это все должно происходить, Минздрав так и не выдал. Все похоже на метод «тыка». Это говорит о полном непрофессионализме команды руководства Министерства здравоохранения», — говорил он.
А 17 мая, Президент Петр Порошенко признал изъяны в реформе. «У нас была очень сложная дискуссия относительно медицинской реформы. Она является не безупречной», — подчеркнул он.