О необходимости поддержки проектов развития детского и юношеского творчества в украинском социуме сегодня не говорит разве что ленивый. Всевозможные планы создания «идеальных условий для талантливых подростков» с завидным постоянством обсуждаются на самых разных уровнях – от методкабинетов местных отделов образования до кулуаров Верховной Рады; статистика свидетельствует о «неуклонном росте» количества центров досуга молодежи, крупные спонсоры регулярно отчитываются в финансовых вливаниях в очередные спортивные школы. С оборотной «стороны медали» — скуднейшие бюджетные отчисления на местах, практически полный развал структуры внеклассной работы, и, наконец, голый энтузиазм самих воспитателей и педагогов, труд которых зачастую оплачивается по самым низким тарифам. Именно на таком фоне работа единственной в Украине детской телерадиоорганизации «Кон-такт» (Конотоп), сумевшей преодолеть все эти трудности, поистине выглядит удивительным исключением из правил. И вот почему.
Аналог взрослого
«А вот эту фразу нужно произносить подчеркнуто четко, чтобы до слуха зрителя дошло каждое слово, не сливаясь с предыдущим и последующим», — руководитель конотопской школы-студии детского телевидения «Мы+«Кон-такт» Александр Платонов инструктирует своих подопечных дикторов и ведущих со всей строгостью жанра. Со строгостью, граничащей, как и полагается на ТВ, с жесткостью; поскольку эфир традиционно не прощает даже малейшей случайной оговорки или проявления косноязычия. Самые жесткие требования как к подаче материала, так и к внешнему виду ведущего, оценка проделанной работы на уровне европейской школы журналистики и даже сценического мастерства – вот что сегодня характеризует деятельность телерадиоорганизации небольшого городка Конотоп в Сумской области.
И это ничего, что подавляющее большинство «лиц канала», или, выражаясь современным языком, резидентов – дети и подростки в возрасте от 8 до 17 лет. Весь спектр программ – от выпусков новостей до публицистических и литературных передач — здесь производится на удивительно высоком профессиональном уровне, а аудитория канала благодаря серьезным общественным темам, поднимаемым теми же детьми, насчитывает десятки тысяч человек.
«Наше детское телевидение можно смело назвать аналогом взрослого, — говорит директор ТРК «Кон-такт» Алина Иващенко. – Мы работаем в кабельных сетях и имеем 10 часов эфира – нагрузки, вполне сравнимые с объемами производства общеукраинских студий. Конечно, основные вопросы, включая организацию съемочного процесса и монтаж, курируют профессиональные операторы и инженеры. Дети же, занимаясь в нашей «подшефной» школе-студии при местном Центре детского и юношеского творчества («Мы+«Контакт» — Д.Б.), получив первые навыки работы диктора, ведущего и обозревателя, имеют возможность проходить практику на ТРК и полностью реализовывать собственные проекты».
Под многозначным и несколько безликим словом «проекты» в данном случае скрываются телевизионные познавательные журналы, исторические циклы на тему Голодомора, войны в Афганистане (1979 – 1989 гг.) и Чернобыльской катастрофы, а также ряд игровых фильмов и телевизионных спектаклей. Именно подобные «проекты» в свое время стали победителями творческих конкурсов в самых различных номинациях, включая «Телесюжет» и «Документальное кино» в Сумах и Черновцах, а Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания Украины, особо отметил заслуги школы-студии «Мы+Кон-такт»; кроме того Международный детский и молодежный фестиваль аудио-визуальных искусств «Хрустальные источники» принял ее в почетные члены своего Гранд-клуба.
Естественный отбор
У «звезды» конотопского телеэкрана школьницы Кати Тяжкороб есть свой рецепт популярности, которым она охотно делится со всеми желающими. «Нужно любить то, что ты делаешь, и, конечно прилагать к работе массу усилий, — говорит она тоном профессора факультета журналистики столичного университета. – А то обстоятельство, что ты становишься узнаваемым человеком, лишь обязывает тебя быть ответственным и стараться не допускать тех ошибок, которые могут допустить сверстники или даже старшие коллеги». «Это действительно ко многому обязывает, — добавляет Катин наставник Александр Платонов. – Для ребенка порой непросто постоянно самосовершенствоваться, интеллектуально быть, если так можно выразиться, хотя бы на полголовы выше среднестатистического зрителя, который ведь зачастую является не только ровесником».
Кстати, именно умение самосовершенствоваться сейчас поставлено во главу угла подбора творческого персонала для детского телевидения. А.Платонов вспоминает, как, начиная с 2007-го года – момента создания «Кон-такта» — талантливых детей для участия в телепередачах отбирали по принципу кастинга. «Самый неудобный момент в этом – отказать ребенку сразу или не перезвонить ему в последующем, — с горькой улыбкой констатирует педагог. – От такой практики пришлось отказаться, и сегодня мы принимаем в свою группу всех желающих без исключения. Уже позднее человек сам понимает, может ли он связать свою жизнь с телевидением в дальнейшем». Такой вот естественный отбор.
Чебурашка и кирпичи
На сегодняшний день «Кон-такт» — единственная в Украине детская телерадиоорганизация с полным производственным циклом, которая, согласно лицензии, из ежедневных 10 часов вещания 2,5 отводит на показ собственной продукции. «Можно только поразиться, насколько профессионально эта продукция представлена, — сказала в интервью агентству «ГолосUA» эксперт Международного фонда развития телевидения (Бельгия) Инта Венсан. – Например, новости здесь начинаются не банальным перечислением успехов провинциальной администрации, а вполне осознанным перечнем произошедших накануне событий с отличным видеорядом. То же касается и художественных программ, где дети абстрагируются от фраз из энциклопедий и пытаются представить собственное видение тех или иных событий и явлений. Хочется лишь надеяться, что эта команда, которая, перефразируя русскую поговорку, пока является одним воином в подобном информационном поле, будет получать стабильное финансирование, благодаря которому будет развиваться».
А вот это – самое главное. ТРК «Кон-такт» является коммунальной структурой, основанной местным городским советом и существующим на основе самоокупаемости. Иными словами, реальную прибыль здешнему детскому телевидению может приносить так называемая «собственная продукция» — преимущественно реклама. «Но никто не захочет рекламировать кирпичи в мультфильме про Чебурашку, — констатировала директор «Кон-Такта» Алина Иващенко. – Поэтому наше телевидение работает больше на энтузиазме, нежели на чем-либо. Мы поддерживаем тесные контакты с отделом образования и отделом культуры конотопского горсовета, производим соответствующие материалы по заказу медицинских учреждений; это позволяет нам держаться на плаву».
И детское телевидение в относительно маленьком Конотопе действительно держится на плаву…
…Не так давно в украинском сегменте Интернета появилось страшное по своему содержанию объявление: «Бывшая студия детского кружка экспериментального ТВ (без лицензии) продает свои активы: пленочную видеокамеру, видеомагнитофон и несколько пультов советского производства. Кассеты с оригинальными записями прилагаются». И далее указывались телефоны, зарегистрированные в городе с миллионным населением…