Согласно официальным данным, в наименьшей степени глобальный кризис затронул в Украине трубную промышленность и, в частности, производство труб большого диаметра для нефтегазового сектора. Однако, как подчеркивают аналитики, единственный отечественный их производитель — «Харцызский трубный завод» – мог бы наращивать объемы производства еще более интенсивно в случае реализации проекта модернизации украинской газотранспортной системы.
На фоне общего спада объемов промышленного производства в Украине в течение первого квартала нынешнего года, глубина которого для отдельных отраслей составила 60-90%, итоги работы украинской трубной промышленности в марте выглядят неправдоподобно оптимистично. Так, по данным Кабинета министров, на протяжении первого месяца весны сокращение объемов производства в трубной отрасли составило лишь 8% по сравнению с мартом прошлого года.
Впрочем, как отмечается, в целом динамика объемов производства в этом сегменте экономики в течение первого квартала являлась крайне неровной. Так, по итогам первых трех месяцев производство труб в Украине сократилось на 44,2%. При этом, уточняют в Кабмине, на этот общий показатель повлияли «провальные результаты работы в январе, последовавший за ними колоссальный прорыв в феврале, когда производство труб увеличилось на 51,9%, и, наконец, близкий к нейтральному показатель марта».
Наряду с этим весьма неоднородными являются и итоги работы отдельных трубопроизводителей в течение всего этого периода. Так, согласно данным пресс-службы Донецкой областной государственной администрации, в первые три месяца текущего года производство труб в Донецкой области, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, выросло в 2,3 раза. И это свидетельствует о том, что оптимистическими данными итогов работы за этот период отрасль обязана, в первую очередь, донецким трубникам, а именно – единственному производителю в Украине, а до недавнего времени – и в СНГ, производителю труб большого диаметра для нефтегазового сектора.
Действительно, в отличие от отрасли в целом, которая в первом квартала почти в 2 раза сократила объемы производства, Харцызский трубный в этот же период нарастил их в 4,5 раза – до 149,8 тыс. тонн, став одним из немногих отечественных предприятий, которых кризис как будто и вовсе не коснулся. Впрочем, как отмечают в пресс-службе Донецкой облгосадминистрации, показатели работы предприятия в первом квартале нынешнего года имеют столь радужный вид лишь на фоне «низкой базы сравнения». То есть – данный прорыв выглядит таким образом лишь в сравнении с провальным первым кварталом 2008 года.
Напомним, что в целом мощности завода позволяют производить 1,6 млн тонн труб в год. Однако в течение последних нескольких лет, вследствие того, что в России был освоен выпуск собственных труб большого диаметра и Харцызский трубный утратил статус монопольного производителя данного вида продукции, а вместе с ним – и значительную долю заказов, мощности предприятия оказываются загруженными лишь частично. Так, например, в 2007 году портфель его заказов не достигал и трети их общего объема. При этом из произведенных в 2007 году 485,5 тыс. тонн труб 300 тыс. были заказаны «Газпромом» и реализованы на российском рынке.
Что же касается прошлого – 2008 года, когда в течение первого квартала завод почти стоял, то по его итогам ХТЗ удалось добиться лишь 23,8-процентного сокращения объемов производства по сравнению с 2007 годом – до 387,746 тыс. тонн, только благодаря переориентации с российского на среднеазиатский рынок. В частности, в течение второго квартала прошлого года завод произвел для нефтепровода Кенкияк-Кумколь – маршрута транспортировки нефти из западного Казахстана в Китай – 26 тыс. тонн труб. Несколько позднее в Средней Азии началось строительство нового транснационального трубопровода «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай», и на переговорах в июле 2008 года руководству завода удалось «застолбить» для себя узбекский участок, то есть получить заказ общим объемом 110 тыс. тонн труб. Что обеспечило предприятию возможность бесперебойной работы в третьем квартале. И, наконец, уже в августе прошлого года были приняты необходимые решения также и по поводу строительства и казахстанской части газопровода, предполагающие поставки больших труб в размере около 240 тыс. тонн в течение 6-7 месяцев. А это, в свою очередь, обеспечило харцызских трубников заказами не только на четвертый квартал прошлого года, но и на начало нынешнего.
Как бы то ни было, но на сегодня, несмотря на оптимистические показатели работы и успешную борьбу с конкурентами за заказы на среднеазиатском рынке, по оценкам аналитиков, общая позиция Харцызского трубного остается достаточно уязвимой. Так, по словам аналитика компании «Драгон-Капитал» Сергея Гайды, единственным фактором, который будет играть на руку заводу в получении российских заказов в ближайшее время, являются лишь недостаточные объемы производства таких труб на заводах самих россиян. Действительно, как напоминает г-н Гайда, кроме строительства новых трубопроводов, предполагающих крупные заказы со стороны «Газпрома» и «Транснефти», выполнить которые российские производители в полном объеме не в состоянии, речь идет также о тысячах километров газо- и нефтепроводов России, построенных еще при СССР и требующих ремонта и периодической замены труб. Однако, как напоминает аналитик, россияне неуклонно наращивают объемы производства труб большого диаметра и вскоре вытеснят Харцызский трубный с собственного рынка.
При этом, как считает аналитик, не менее важным альтернативным рынком сбыта для украинского предприятия могут стать страны Ближнего Востока, где в последнее время спрос на такие трубы, несмотря на кризис, постоянно растет. А потому, подытоживает аналитик, «заключение договоров на поставки трубной продукции в этот регион может также стимулировать производство на Харцызском трубном в ближайшее время». И, наконец, наиболее очевидной, но пока почти не используемой возможностью реализации украинских труб является сама Украина, которой принадлежит одна из самых мощных газотранспортных систем в мире. Однако для того, чтобы завод был обеспечен заказами у себя на родине, констатирует г-н Гайда, должен вступить в фазу реализации проект модернизации украинской ГТС.