Согласно решениям Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, с 1 апреля вступили в силу новые тарифы на тепло, газ и свет. Так, стоимость услуги централизованного отопления подорожала на 73%, электроснабжения – на 17%, а бытового газоснабжения – в 3,3 раза. Это не последняя волна поднятия цен: тарифы будут расти поэтапно, вплоть до 2018 года, когда они, по мнению правительства, достигнут рыночного уровня. Основная причина такой политики – требования Международного валютного фонда по сбалансированию государственного бюджета.
Вместе с тем нынешнее подорожание услуг ЖКХ станет серьезным социальным ударом не только по незащищенным слоям населения, но и по семьям, члены которых имеют среднюю заработную плату (3 633 гривны).
Руководитель аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев считает, что последовательное повышение тарифов ЖКХ в конченом итоге поставит многих украинцев фактически на грань выживания.
«Итогом этих процессов (повышение тарифов ЖКХ — ред.) может стать отсутствие в городах света. Последнее повышение очень тяжело «переваривается» обществом: мы наблюдаем падение платежей, рост задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это в конечном итоге может привести к тому, что люди встанут перед выбором — купить хлеб или заплатить за коммуналку и, естественно, в этой ситуации люди выберут хлеб», — говорит он.
Задолженность населения Украины по оплате жилищно-коммунальных услуг в феврале 2015 года составила 13,3 млрд гривен, что на 1,8%, или на 231,9 млн гривен больше, чем в январе текущего года, сообщает Государственная служба статистики Украины.
Проблему оплаты коммуналки должна решить запускающаяся в мае обновленная программа жилищного субсидирования, объем фиксирования которой в этом году, как обещают в правительстве, составит до 25 млрд гривен.
Несмотря на заявленную простоту оформления помощи и расширение круга получателей (за счет снятия некоторых материальных критериев при отборе адресатов жилищной субсидии), эксперты видят в программе предпосылки для ужесточения финансового мониторинга населения со стороны проверяющих органов, а также латентное дотирование монополистов.
В то же время с неплательщиками, вероятно, разговор будет прямолинейный. Об этом можно судить по недавним заявлениям представителей исполнительной власти.
Так, в марте в Святошинской районной государственной администрации Киева заявили, что в отношении лиц, системно не рассчитывающихся за жилищно-коммунальных услуги, может быть применена практика судебного принудительного взыскания просроченной задолженности, в частности за счет изъятия и последующей реализацией на торгах жилой недвижимости.
Начальник управления экономики систем жизнеобеспечения Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Наталья Хоцяновская отмечает, что сегодня есть смысл в ужесточении борьбы с бытовыми должниками.
«На сегодняшний день есть закон «Об исполнительном производстве», и достаточно широкий спектр влияния на неплательщиков им предусмотрен. Предусмотрено взыскание, в первую очередь, на средства должника, на движимое имущество и более того, 63-ей статьей этого закона предусмотрено изъятие вашей квартиры, вашего дома и вашего земельного участка. Мне не хотелось бы, чтобы мои слова были восприняты таким образом, что завтра начнется отбирание имущества у должников. Но хочу сказать, что действительно с этой позорной практикой, которая разрушает всю систему предоставления и получения жилищно-коммунальных услуг, нужно, наверное, перейти к более жестким мерам, для того, чтобы эту ситуацию изменить и все же вынудить неплательщиков проводить расчеты», — сказала она на брифинге в марте.
Юристы утверждают, что жилищный долг, как и всякий другой, имеет однозначную юридическую трактовку и подлежит погашению. Чаще всего, если рассматривать жилищно-бытовую ситуацию, задолженность взыскивается на основании судебного приказа. Данный приказ, выданный в пользу поставщика услуг или обслуживающей организации, можно оспорить в течение 10 дней. Если судебная инстанция отменяет приказ, то разбирательство переходит уже в исковую плоскость. При этом статья 52 закона "Об исполнительном производстве" предполагает, что требование по взысканию долга через изъятие единственного жилья может быть удовлетворено только в случае, если размер задолженности превышает 10 минимальных заработных плат (12 180 гривен). Если сумма меньше, тогда ищутся другие ресурсы для погашения долга. Кроме того, отвечающая сторона в процессе исполнительного производства может вести переговоры по отсрочке долга и добиться консенсуса до искового производства.
Адвокат, глава общественной организации «Киевляне, объединяемся!» Александр Дядюк говорит, что судебные угрозы, которые возникают перед жилищными неплательщиками — следствие отсутствия в стране курса по установлению прозрачного тарифообразования.
«Систему тарифообразования необходимо сделать прозрачной и публичной, данная проблема находится в политической плоскости. Нужно изучить структуру и себестоимость поставляемых услуг, чтобы все смогли понять, насколько тариф обоснован», — сказал он, добавив, что в нынешние тарифы ЖКХ закладывается большая коррупционная составляющая.
Напомним, в 2014 году украинцы перечислили в государственную казну в виде платежей за коммунальные услуги 36 млрд гривен.