Встреча лидеров стран-членов Североатлантического альянса в Лондоне наверняка войдет в историю мировой дипломатии как одно из наиболее скандальных мероприятий нового времени. В течение двух дней руководители крупнейшего военного блока пытались определить пути дальнейшего развития этой оборонной структуры, но в итоге погрязли во внутренних противоречиях, на решение которых явно понадобится немало времени. По словам аналитиков, положительным итогом саммита стало подписание совместного коммюнике о необходимости «сохранения ценностей Альянса». Впрочем, на вопрос, каким именно образом подобные ценности будут сохранены, пресловутый саммит ответа не дал.
Следует особенно отметить, что нынешняя встреча на высшем уровне прошла под эгидой 70-летия создания НАТО. Изначально местом ее проведения должен был стать Париж, но ровно год назад организаторы торжеств посчитали целесообразным провести их в Лондоне. Во-первых, таким образом, Альянс в целом продемонстрировал Соединенному Королевству свою поддержку в непростое время выхода Туманного Альбиона из состава Европейского Союза. Во-вторых, саммит начался в преддверии выборов в британский парламент: Западу крайне важно сохранить статус-кво в высшем законодательном органе Великобритании и оставить за Борисом Джонсоном премьерский пост.
Впрочем, эти детали с самого начала саммита, что называется, отошли на второй план. Поистине грандиозный скандал разгорелся уже в первый день встречи, когда президент Франции Эммануэль Макрон неожиданно обрушился с критикой в адрес своего турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана. «Как Турция, считающая себя полноправным членом НАТО, может активно сотрудничать с Россией в оборонной сфере и покупать у Москвы новейшие зенитно-ракетные комплексы?», — вопросил он. И тут же получил ответ лидера Турции: «Кое-кто здесь говорил о «смерти мозга НАТО». Продолжим после того, как автор этих слов пройдет проверку у врача». Макрон действительно является автором сентенции о «смерти мозга Альянса»: буквально неделю назад он заявил, что западный военный блок полностью исчерпал свои ресурсы и превратился в «банальный базар, где каждый торгует своей совестью».
И не только совестью. На полях лондонской встречи министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан подчеркнул, что Париж не собирается следовать требованиям США и в рамках программ НАТО закупать американские самолеты F-35. «Мы не будем спасать военно-промышленный комплекс Соединенных Штатов», — подчеркнул министр, упомянув, что только за последние два года официальный Вашингтон под угрозой введения беспрецедентных экономических санкций заставил сразу десять государств Альянса приобретать американское вооружение. Дальше – больше. С критикой позиции Белого Дома в целом и Пентагона в частности выступила канцлер ФРГ Ангела Меркель. Комментируя информацию о том, что тот же Вашингтон потребовал от Берлина выплачивать в общую казну Блока «всю необходимую сумму» (сейчас вместо положенных 2% своего ВВП Германия платит чуть более одного процента, — Авт.), она заявила буквально следующее: «Мы будем оплачивать только свои расходы, Америка в данном контексте для нас не указ!». И, как бы, между прочим, заявила, что Соединенные Штаты, в свою очередь, угрожая приостановить свое членство в Альянсе, отказываются предоставлять для ознакомления Брюсселю документы, свидетельствующие о сокращении американских выплат в натовский бюджет. Глава оборонного ведомства США Марк Эспер тут же назвал эту информацию ложью. «Америка платит свои взносы сполна», — многозначительно отметил он.
Определенное непонимание на полях саммита вызвала и позиция Литвы и Эстонии, предложивших назвать Российскую Федерацию страной, представляющей потенциальную угрозу для Североатлантического альянса. «Франция не ощущает опасности, исходящей от Москвы, — сказал французский президент. – Не лучше ли нам всем заняться борьбой с терроризмом?». Это мнение поддержал и американский лидер. «Я часто общаюсь с российским президентом, у нас есть много вопросов, решить которые мы можем только совместно с Москвой, — констатировал Трамп. – Эскалация напряженности здесь неуместна».
В этой связи следует отметить позицию главы украинской делегации – главы МИД Украины Вадима Пристайко. Не имея юридического права участвовать в саммите, он принял активное участие в партнерском форуме при указанном мероприятии. При этом он посетовал на тот факт, что НАТО должным образом не реагирует на действия нашей страны, которая фактически «защищает восточные рубежи Альянса». На это Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заметил, что руководство Блока ценит старания Украины и готово рассмотреть вопрос о ее членстве в структуре. Однако сроков рассмотрения этого вопроса высокопоставленный чиновник снова не указал.
«В целом саммит ознаменовался демонстрацией амбиций отдельно взятых сторон, — сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – Не нужно быть маститым аналитиком, дабы предположить, что в обозримом будущем НАТО ждут коренные перемены. Вполне вероятно, относительно мелкие вопросы будут решены уже на встречах лидеров отдельно взятых государств. Если этого не произойдет, лондонская встреча в истории Альянса, как единой структуры, станет последней».