Кадровый />
блиц-криг, проведенный командой Виктора
Януковича сразу после выборов, похоже,
истощил Партию регионов. Только в Кабмин
и Администрацию Президента было
делегировано 22 народных избранника.
Можно сказать, весь «цвет» фракции ушел
на исполнительный фронт: Сергей Левочкин,
Анна Герман, Николай Азаров, Борис
Колесников. Как говорится, а кто в лавке
остался? Желание Партии регионов
сформировать практически однопартийную
систему власти в Украине может оказаться
миной замедленного действия. Да, на
первый взгляд, очень заманчиво, заполнить
все клеточки кадрового кроссворда
знакомыми фамилиями — от суда до
райадминистрации. Редкие «вкрапления»
литвиновцев и коммунистов, как бы не в
счет… Но какой будет плата за столь
большие кадровые аппетиты?
Во-первых,
регионалы, делегировав в исполнительную
и судебную власть лучших из лучших,
показали, что кадровый запас у них на
самом деле, довольно скудный. Все «сливки»
регионального общества сосредоточены
в парламенте. А как же региональные
лидеры? Где «союзные» партии, поддерживавшие
В. Януковича на выборах? Если не ошибаюсь,
почти пять десятков мелкокалиберных
партий задекларировали свою поддержку
Виктору Федоровичу в период президентской
гонки-2010. Разумеется, никто не надеялся,
что всех их немедленно трудоустроят
после победы лидера Партиии регионов,
но одну — две политические фигурки
вполне реально было назначить на скромные
исполнительные должности. Как пример
того, что новый глава государства ценит
союзников, готов ориентироваться не
только на электорат Донецкой и Луганской
области. Не только на шахтеров и
металлургов.
Такой
подход, наверняка, усилил бы общественный
авторитет Виктора Федоровича, к которому
50% жителей Украины еще только присматриваются
и оценивают его шаги, как Президента.
Я уже не говорю о том, что ряд значимых
кадровых позиций в исполнительной,
судебной и местной власти необходимо
было представить партнерам по коалиции
(Блок Литвина и коммунисты). Это позволило
бы скрыть «кадровую дистрофию» Партии
регионов. Более того, такой жест смог
бы «закрыть рот» оппонентам Виктора
Януковича, упрекающих его в реализации
однобокой государственной политики —
по принципу партийной принадлежности
и личной преданности. Однако, никто в
Партии регионов до такой логики не
додумался. Сиюминутные кадровые интересы
затмили будущее. Которое при таких
подходах может быть совсем не безоблачным…
По крайней мере, все громче звучат слова
о вердикте Конституционного суда по
поводу легитимности коалиции и Кабмина
а также намеки на то, что в США Виктор
Янукович может отправиться в статусе
Президента, начавшего свою каденцию с
грубых нарушений закона…
Во-вторых,
кадровое распределение сразу показало,
что Партия регионов, считающейся самой
массовой и сплоченной, реально существует
только в парламентской плоскости. Но
это как Колосс на глиняных ногах… На
местах партия представлена слабо и
мобилизуется только во время выборов.
Другими словами, в отличие от той же
КПУ, «регионалы» не ведут системную
политическую работу, не часто имеют в
областях постоянно действующих
представительств — областных, городских,
районных. Одно дело, провозглашать с
трибуны лозунги о « благополучном
завтра», и совсем другое — решать
повседневные проблемы людей на местах
— закрытие больниц, массовая безработица,
бюджетный голод.
Партия
регионов не работает с избирателем в
промежуток о выборов до выборов, сделав
ставку не на поддержку электората, а на
политические технологии. И, значит, рано
или поздно, регионалов ждет судьба всех
партий власти — от НДП до
СДПУ(о). Практика показала: партия,
системно не работающая на местах,
обречена на поражение. Первый «звонок»
уже прозвучал: это разборки с мэром
Киева Л. Черновецким, который не обеспечил
Партии регионов убедительную поддержку
в столице. А все почему? Потому что партия
Януковича не смогла построить в Киеве
сильную городскую партийную структуру.
Пришлось надеяться на «космических
пришельцев», а потом выяснять кто
виноват.
Во
многих областных штабах Партии регионов
ситуация аналогичная: «регионалы»
перетягивали на свою сторону социалистов,
«Русский блок» и другие политсилы,
поскольку не имели собственной сильной
партийной «опоры». Не случайно же,
сегодня в ней раздаются заявления о
том, что на ближайших парламентских
выборах партия не сможет взять более
200 мандатов, то есть, рассчитывать на
стойкое большинство в Верховной Раде
регионалам не приходится. Надо будет
искать союзников, договариваться,
делиться… А этого регионалы (за
исключением разве что А. Клюева) не любят
и не умеют.
В
третьих, выведя все свои самые сильные
кадры за рамки Верховной Рады, регионалы
фактически оголили парламентскую
площадку. А это не так безопасно, как
может показаться на первый взгляд. Опыт
того же Литвина, Мороза, Яценюка наглядно
доказывает, как можно выгодно использовать
парламент в собственных политических
целях. Не стоит сбрасывать со счетов и
оппозицию, чьи лучшие голоса и умы как
раз сосредоточены в законодательном
органе. Мало кто будет спорить, что
Соболев, Грынив, Зварич, Кириленко,
Ляпина — опытные и сильные политические
противники. Но противостоять им на
публичном уровне в Партии регионов
практически некому — Мирошниченко,
Бондаренко, Чечетов… Да и не факт, что
эти депутаты также не уйдут в исполнительное
«поле». Были бы места хорошие предложены.
Кроме
того, парламент — это главная политическая
трибуна страны. И оставлять ее без
сильного контроля, да еще накануне
местных (а возможно — и досрочных
парламентских) выборов — большое упущение.
Ею, без сомнения. воспользуются и Яценюк,
и Гриценко, и Кириленко, которые
рассчитывают взять реванш на будущих
выборах. Уже сейчас оппозиция начала
«качать права» по поводу перераспределения
ключевых комитетов Верховной Рады, а
держать оборону практически некому.
Поэтому «регионалам» выгодно добиться
того, чтобы в президиуме парламента
выбывшего В. Лавриновича заменил кто-то
из представителей коалиции, например,
Адам Мартынюк, имеющий солидный опыт
парламентского управления. В противном
случае, спикера с двух сторон «подопрут»
представители БЮТ и «НУ-НС».
Я
уже не говорю о законодательной работе.
Януковичу необходимо демонстрировать
согласованность и эффективность действий
всех ветвей власти. Но без эффективных
парламентских менеджеров от Партии
регионов решить эту задачу невозможно.
Поскольку лучшие законодатели (Акимова,
Сивкович, Азаров, Лавринович) заняли
места в исполнительных «ложах». А ведь
команде нового Президента нужно
показывать, что с подачи Партии регионов
регулярно проходят важные социальные
и экономические законы: Кабмин ведь
только реализует волю парламента. В
противном случае, это будет просто
ручное управление финансовыми потоками
и госимуществом. И чем тогда «регионалы»
привлекательней «бютовцев», которые
несколько лет «путали божий дар з
яичницей»?
В
четвертых, надо внимательно посмотреть
на «смену», которая пришла в парламент
взамен выбывших в Кабмин и Администрацию
Президента «бойцов» Партии регионов.
22 марта Центризбирком утвердил список
«поднявшихся». Не хочется никого обижать,
но сильных политических игроков там
нет… Разве что избиратель вспомнит
Юрия Болдырева (один из лидеров движения
«Путь православных») или Петра Мельника
(в свое время нашумевший ректор Налоговой
академии). Более того, в списке «свежей
крови» несколько экс-бютовцев, в свое
время удачно «конвертировавших» свое
бегство от Тимошенко в симпатии к Партии
регионов. Не уверена, что эти неофиты
будут пользоваться большим доверием
со стороны «своих», не говоря уж о чужих…
Скандалов связанных с этими именами
регионалам не избежать, и вряд ли это
усилит влиятельность парламентского
оплота Президента.