Накануне президент США Дональд Трамп фактически поставил крест на инициативе главы французского государства Эммануэля Макрона о формировании так называемых «общеевропейских вооруженных сил» (ОВСЕ). По словам хозяина Белого Дома, официальный Вашингтон не только не выделит на это ни цента», но и сделает все возможное, дабы страны ЕС, согласившиеся создать новый военный альянс, стали изгоями в структурах НАТО. Впрочем, как утверждают независимые аналитики, у сторонников новой идеи Макрона все-таки есть некоторые шансы на реализацию такого проекта.
Справедливости ради следует отметить, что пресловутые шансы тают с каждым днем, и не далеко не последнюю роль здесь сыграла общественно-политическая ситуация в самой Франции. Вот уже около трех недель Париж, Тулуза, Марсель и другие крупные города страны оказались во власти массовых беспорядков. Против манифестантов, именуемых по униформе сотрудников коммунальных структур «желтыми жилетками», Елисейский дворец выставил не только элитные подразделения полиции и жандармерии, но и ограниченный армейский контингент. В итоге получилось, что подписывать предварительное коммюнике по ОВСЕ ни у Макрона, ни у министра вооруженных сил Пятой Республики Флоранс Парли попросту нет времени.
Дальше – больше. Поддержавшая идею единой армии Европы Германия внезапно, что называется, дала задний ход. Как отметила на днях канцлер ФРГ Ангела Меркель, Берлин, в принципе, готов присоединиться к новой структуре, но для этого нужны дополнительные специальные консультации, на которые у немецкого руководства нет опять-таки времени. Дескать, на данный момент армия Федеративной Республики планирует сосредоточить свои усилия на охране внутренних границ, а также активизировать собственное участие в международной антитеррористической коалиции. А вот здесь Берлин в некотором смысле покривил душой. Дело в том, что проблемой беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Германии занимаются внутренние структуры – армия к противодействию пытающимся попасть в ФРГ нелегалам, как правило, не привлекается. Помимо прочего, в настоящее время Бундесвер не проводит операций по уничтожению остатков международной экстремистской группировки «ИГИЛ» в Ираке, Сирии и Судане. Так что же, собственно, произошло с позицией Берлина? «Здесь все просто: команда Меркель поняла «тонкий намек» президента США Трампа относительно того, что против каждой страны ЕС, которая захочет участвовать в новой оборонной сфере, Америка введет определенные санкции, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в сфере международного права Клаус Хофф. – Ни для кого не секрет, что именно Белый Дом выделяет львиную долю средств на содержание структур НАТО в Европе и негласно спонсирует учения того же Бундесвера. Глупо полагать, что в данном контексте Берлин не прислушается к мнению заокеанского спонсора».
В данном контексте Трамп высказался более чем ясно. «У Европы есть надежный щит от агрессии извне, и этот щит называется Североатлантическим альянсом, — заявил глава американского государства. – Если кому-то взбредет в голову организовывать какой-то другой «альянс», на помощь цивилизованного сообщества он может не рассчитывать». Что именно подразумевается под словосочетанием «международное сообщество», президент США не уточнил.
Впрочем, этого и не нужно. Недавно в одной их социальных сетей «выплыл» пост президента-миллиардера, в котором тот фактически поставил под сомнение умственные способности Макрона сотоварищи. «Если верить им, Единая европейская армия будет защищать Европу от США, Китая и России, — написал, в частности, Трамп в своем открытом послании. – Но Макрон забыл, что агрессором в Первой и Второй мировых войнах была именно Германия. Они в своем Париже начали учить немецкий язык задолго до прихода Соединенных Штатов. Так что теперь – НАТО будет платить за всяческие эксперименты не особо умных политиков?».
По всей видимости – не будет. Предполагается, что США в рамках своего нового военного бюджета выделят финансировать программ таких государств-членов НАТО, как Норвегия, Италия, Греция и даже Эстония. Если Париж и Берлин официально не откажутся от планов по созданию ОВСЕ, новые денежные транши пройдут мимо Франции и Федеративной Республики Германия.
Таким образом, вопрос «европейской армии» откладывается на неопределенный срок. Что, в принципе, сегодня является аксиомой.