Власти придется выбирать: либо выполнять предвыборные обещания, либо готовиться к переформатированию. Несмотря на кадровый блицкриг, первый месяц пребывания Виктора Януковича и его команды во власти зафиксировал и первые просчеты.
Конечно, у каждого правительства и президента есть так называемый «медовый месяц» — 100 дней, в течение которых критиковать неофитов не принято. Тем не менее, ряд допущенных ошибок могут привести к стратегическим поражениям. Во-первых, неоднозначное решение Конституционного суда по поводу формата парламентской коалиции. По мнению экспертов, оно принесло Януковичу больше вреда, чем пользы. «Антикоалиционое» решение Конституционного суда никак не помешало бы работе правительства Азарова (ведь оно сформировано еще до вердикта суда), но зато усилило бы влияние Президента на Верховную Раду и укрепило бы его имидж приверженца конституционных гарантий. Теперь же Янукович сам заложил мину замедленного действия: распустить Верховную Раду он практически не в состоянии, зато угроза развала нынешней коалиции и формирования разных конфигураций большинства в парламенте стало реальностью. А это перманентный подкоп под правительство…
Кстати, о правительстве. Обещанной презентации проекта бюджета 11 апреля, как известно, не состоялось. Официальная причина: несформированная цена на газ. Хотя кто мешал «заложить» в бюджет прежнюю цену, а в случае успешных переговоров с Россией просто внести изменения в главный финансовый документ? Вместо бюджета на свет появилась Программа социально-экономического развития, представленная первым вице-премьером Андреем Клюевым. Это, как любил говорить прежний Президент, «дорожная карта». С виду очень заманчивая, но на самом деле, она не более, чем протокол о намерениях. «Подслащенная пилюля» — ведь программа появилась сразу после того, как «регионалы» провалили в парламенте ряд важных социальных законов, которые сами же и предлагали!
В частности, «под нож» попал законопроект о возобновлении выплат сбережений гражданам Украины, причем авторство документа принадлежит депутату Партии регионов. Также не был проголосован проект закона о детях-инвалидах, а это значит, что социальная поддержка этой категории украинцев не будет учтена в бюджете-2010. Пострадали и партнеры по коалиции: регионалы отказались поддержать проект КПУ об улучшении обеспечения педагогических работников. А именно – установление пенсии педагогическим и научно-педагогическим работникам на уровне 90% от суммы заработной платы.
То, что старт работы новой команды начался с популизма — полбеды. Все знают, больше всего лгут после охоты и перед выборами. Но власть сама дала в руки оппозиции жирный козырь. Утечка мозгов из парламентской ячейки Партии регионов обернулась полной неспособностью защитить свои основные мессиджи. В итоге, родилось неуклюжее заявление о том, что «добробут для Украины» Янукович обещал не сразу, а в течение ближайших 10 лет. То есть, в 2010-м помогаем пенсионерам, в 2011- увеличиваем выплаты на детей, в 2012 – социально поддерживаем инвалидов. Однако, вспоминая недавние предвыборные лозунги Виктора Федоровича и его группы поддержки, трудно найти там заявления о «социальной десятилетке». Скорей уж, можно говорить о том, что Партия регионов взяла на вооружение при общении с избирателями лозунг националистов: «Все и сейчас!».
Плохо и то, что новая власть не может определиться с приоритетами внешней и внутренней политики. А это приводит и к проблемам в экономическом секторе. Так, в проекте бюджета, который правительство Азарова скрывает от посторонних глаз не менее заботливо, чем экс-премьер, заложено повышение планки пенсионного возраста, дифференциация пенсий для работающих пенсионеров. Принят в первом чтении рабский Трудовой кодекс, делающий бесправным наемного рабочего. Проголосован в первом же чтении и Кодекс жилищный, в котором предлагается навсегда забыть о социальном жилье. О компенсациях «детям войны» вообще не упоминается.
И несмотря на эти драконовские социальные сокращения, не удалось избежать международного попрошайничества, которое усиливает долговую кабалу Украины. Но это не просто транши под проценты, как делал Кабмин Тимошенко…Ради кредитов МВФ, за которые, кстати, регионалы нещадно «распинали» Юлию Владимировну, Президент во время своего первого визита в США «сдал» стратегические запасы урана. Поэтому, на короткое время бюджетные дыры МВФ-скими деньгами залатают. Но что потом? Чем отдавать? И еще один момент: да, страна в экономическом коллапсе и деньги на обещанные выплаты и погашение долгов где-то брать надо. Но ведь новая власть даже не предприняла попыток как-то оживить экономику, предложить инновационные и реформаторские программы, а сразу побежала проторенным путем — в кассу Международного валютного фонда.
Еще один просчет: намерение перекрыть долги и выбраться из кризисной ямы за счет продажи стратегических предприятий. В планах правительства сейчас — продажа «Укртелекома», многострадального Одесского припортового завода, «Лугансктепловоза». На очереди — энергетика, которая априори должна находится в руках государства. Скоро все это пойдет с молотка. И вопрос — куда? Судя по всему, средства от распродажи родины пойдут отнюдь не на увеличение социальных гарантий — ведь Партия регионов уже отказалась голосовать за социальный пакет в Верховной Раде!
Чем это может грозить? Прежде всего, общественной депрессией. Потому что число людей, которые могли бы со временем поддержать шаги новой власти, теперь будет таять на глазах. Зато положение оппозиции — крепчать. Сейчас БЮТ и «НУ-НС» еще в растерянности, но если антисоциальная политика президента и Кабмина будут доминировать, если четко не определиться внешняя линия, если хоть чуточку не удастся сократить бюджетный дефицит, оппозиция вмиг поднимет голову.
Кроме того, если Партия регионов станет игнорировать интересы партнеров по коалиции, то она очень легко может оказаться перед угрозой потери власти. КПУ, да и Блок Литвина, тоже шли к людям на выборах с собственными программами, и отчитываться о выполненном придется довольно скоро. На местных выборах, в частности. «Ложиться» под регионалов ни КПУ ни литвиновцы не будут. Потому что «урок Мороза» усвоен украинскими политиками очень хорошо. И пока у регионалов нет достаточного количества доноров из оппозиционного лагеря (никак не меньше, чем состав одной из фракций, которые входят в состав коалиции «Порядок и стабильность»), они вынуждены будут считаться с политическими интересами союзников. Иначе их просто поставят перед фактом распада «коалиции победителей».
Невыполнение обещаний избирателям чревато политическим забытьем, поэтому ни коммунисты, ни Блок Литвина не согласятся на роль саттелитов Партии регионов. У каждой из сил есть свои планы на будущее. Разумеется, Партия регионов может объединиться с «НУ-НС», к примеру. Однако, о прочности такого союза не стоит долго говорить… И что будет с правительством? Новая коалиция потребует нового Кабмина. Мы уже говорили: не совсем корректное решение Конституционного суда связало руки Президенту, зато открыла простор для действий парламентариям />