По мнению международных экспертов только начало интенсивной модернизации устаревшей промышленности Украины может стать надлежащим стимулом к возобновлению полноценного кредитования ее экономики. Однако, как подчеркивают аналитики отечественных инвесткомпаний, находясь в фазе глубокого спада, украинская промышленность не располагает ресурсом для переоснащения, а в отдельных случаях – даже для выживания. А потому, упустив время и возможности модернизации, вся украинская экономика оказалась в ситуации замкнутого круга.
Во второй половине апреля на одной из пресс-конференций директор представительства Всемирного банка в Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер заявил о том, что в нынешних условиях украинская промышленность не может рассчитывать на получение кредитов на модернизацию собственных устаревших мощностей. То есть, как считает эксперт, приток каких-либо средств в эту сферу возможен только при условии осуществления комплексных структурных реформ украинской экономики в целом, неотъемлемым элементом которых должно стать и переоснащение устаревшего промышленного сектора. Из чего следует, что для начала украинскому государству придется задать совершенно новый, более продуктивный режим функционирования всей экономики, а отечественным бизнесменам – изыскать собственные ресурсы на начало комплексной модернизации производства, и только потом иностранный капитал сочтет для себя возможным возобновить финансирование Украины.
Напомним, что Украина вступила в фазу глобального кризиса с общим износом основных фондов в горно-металлургическом комплексе, представляющем собой один из главных сегментов отечественной экономики, в 65%. В частности, по данным Министерства промышленной политики, уровень износа доменных печей составляет 89%, мартеновских печей – 87%, конвертеров – 26%, прокатных станов – 90% и коксовых батарей – 54%. Разумеется, именно эксплуатацией чрезвычайно устарелого оборудования обусловлена высокая степень затрат энергоносителей и сырья, а значит – и себестоимости производства в украинской металлургии, а также – и во всей отечественной промышленности в целом. Так, например, потребность в коксе для производства 1 тонны передельного чугуна в Украине на 20% выше, чем в Китае и России, и в 1,3 раза выше, чем в странах ЕС и Японии, отмечает эксперт Государственного информационно-аналитического центра «Держзовнишинформ» Ольга Киливник. Аналогичная картина, подчеркивает эксперт, наблюдается и в отношении других видов расходных материалов.
По мнению специалистов объединения «Металлургпром», на сегодня украинским метпредприятиям необходимо срочно реконструировать как минимум 10-12 доменных печей. Как сообщалось, на сегодня отечественный горно-метаталлургический комплекс располагает 43 доменными печами, из которых 4 печи выработали нормативный ресурс по срокам эксплуатации и остановлены, а 19 – выработали нормативный ресурс, но продолжают работать. Так что реальная потребность в модернизации только доменного производства в 2 раза выше. При этом по оценкам «Металлургпрома», общая сумма инвестиций для дальнейшего обновления доменного производства оценивается в 5-6 млрд грн. Впрочем, как констатируют специалисты объединения, начиная с 2000 года украинские меткомпании реализовали уже более десяти крупных проектов по реконструкций доменных печей с техническим перевооружением и модернизацией оборудования, вложив в них 4,5 млрд грн. Ныне же, в условиях кризиса, вложение аналогичной суммы в гораздо более короткий срок, по словам представителей метпредприятий, – является почти невыполнимой задачей.
Для того, чтобы это стало возможным, заявляет директор представительства Всемирного банка в Украине, Белоруссии и Молдавии Мартин Райзер, государство должно в процессе проведения структурных реформ экономики с целом предусмотреть надлежащие стимулы для внедрения инноваций и осуществления модернизации. Главную роль среди них, по мнению эксперта, может сыграть «внедрение предсказуемой налоговой и регуляторной систем, а также применение надлежащей политики формирования цен на продукцию и услуги естественных монополий».
Как бы то ни было, но за месяц до этого заявления эксперта отечественное правительство дало понять, что если вопрос структурного реформирования экономики в целом для него все еще не актуален, то вот процесс модернизации устаревших металлургических и химических производств оно готово и поторопить. В частности, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко анонсировала разработку законопроектов «об обязательности проведения реконструкции металлургических и химических предприятий». По ее словам, данными нормативными актами будут предусмотрены не только стимулы для реконструкции оборудования, но также ее сроки и, наконец, штрафные санкции для руководств тех предприятий, которые в них не впишутся.
Между тем, как констатируют эксперты, стимулирование подобного прорыва со стороны государства неизбежно должно сопровождаться разработкой всех необходимых мер для предотвращения его социальных последствий. Речь идет о том, что модернизация производств неизбежно повлечет за собой сокращение числа занятых в них сотрудников, которые будут нуждаться в трудоустройстве. Так, по словам консультанта Фонда «Эффективное управление» Аветика Чалабяна, украинской металлургии для сохранения конкурентоспособности необходимо провести модернизацию производства, которая повлечет за собой сокращение трети работающего в ней персонала в течение ближайших 5-10 лет. Так, по его словам, на сегодня в лучших металлургических компаниях мира на одного сотрудника выплавляется в среднем 700 тонн стали в год; в лучших российских компаниях – 350 тонн; а в украинских компаниях – от 100 до 300 тонн.
Из этого следует, что в случае модернизации производства, украинский горно-металлургический комплекс, в котором на сегодня работает около 500 тыс. человек, будет вынужден уволить примерно 170 тыс. сотрудников. А потому, подчеркивает г-н Чалабян, наряду со стимулированием переоснащения производства государство должно уже сейчас разрабатывать долгосрочные программы переквалификации, переселения и трудоустройства высвобождаемых сотрудников, аналогичные тем, которые были реализованы в Европейском Союзе, где в период 1986-1996 годов занятость в сталелитейной отрасли была сокращена наполовину.
Впрочем, прямолинейно переносить европейскую ситуацию на украинскую действительность все-таки, наверное, не стоит. В то время как в Европе в значительной степени отказались от доменного производства и 44% стали выплавляется более еффективным электрометаллургическим способом, в Украине этот показатель равен только 4%. И похоже, в проектах предстоящей модернизация изменение этого сооотношения не предусмотрено. />