Переговоры советников глав Украины, России, Франции и Германии затягиваются. В Киеве желают, чтобы к «нормандскому формату» по урегулированию мира на Донбассе присоединились Соединенные Штаты. В Москве не исключают изменений.
«Непростой, но конструктивный характер»
В Берлине состоялась встреча политических советников лидеров нормандской четверки (Украины, России, Франции и Германии). Пресс-служба Офиса Президента сообщила, что переговоры длились шесть часов, и анонсировала продолжение встречи 22 января.
Отметим, что предыдущие переговоры советников 11 сентября продолжались семь часов. Тогда Президент Владимир Зеленский говорил, что не поставлена точка в ряде вопросов, и требуется еще одна встреча советников, прежде чем лидеры стран «нормандского формата» соберутся на саммит.
В сентябре руководитель Офиса Президента Украины Андрей Ермак заявил, что «нормандская» встреча на уровне лидеров стран может состояться до конца 2020 года. А заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак парировал: «оснований для саммита нет».
Саммит лидеров так и не состоялся. А теперь делегации советников встретились снова. Украинскую сторону представляли глава ОП Андрей Ермак, вице-премьер – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников, представители СНБО.
Украинская сторона заявляет, что дискуссия «имела непростой, но конструктивный характер»- стороны обсудили состояние выполнения договоренностей, достигнутых главами Германии, Франции, Украины и России во время саммита в Париже в декабре 2019 года. А представитель России Дмитрий Козак отмечает: «похвастаться нечем».
Источник interfax.com.ua, близкий к переговорам, сообщил, что глава Офиса Президента Андрей Ермак сосредоточен на вопросах безопасности, а делегация работает исключительно в рамках утвержденных «красных линий».
Источники Telegram-канала Klymenko Time отмечают, что Россия поднимает тему выборов на Донбассе в рамках обсуждения очередности шагов «контроль над границей» и «выборы в регионе». Но украинская сторона на обсуждение вопроса выборов и контроля над границей не идет категорически.
Стоит напомнить, что в декабре 2019 СМИ сообщали, что камнем преткновения в ходе «нормандского» саммита глав государств стали местные выборы на Донбассе и полный контроль Украины над границей. Писали, что Владимир Зеленский предлагал создать отдельную подгруппу Минских переговоров, которая бы занималась вопросом границы. Но Путин, дескать, был категорически против отхода от текста минских соглашений 2015 года, согласно которым Украина начнет восстанавливать контроль над границей только после выборов.
Действительно, пункт 9 Минского соглашения прописан так, что восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Украины во всей зоне конфликта должно начаться «в первый день после местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
По результатам саммита в Париже 9 декабря 2019 года стороны подписали «общие согласованные выводы». В этом коммюнике было указано обязательство Украины прописать формулу Штайнмайера в свое законодательство. Эта формула предусматривает проведение местных выборов на неподконтрольных территориях под контролем ОБСЕ.
Но формула имплементирована не была, местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей назначены не были.
«Байден хорошо понимает вопрос Украины и России»
Перед Новым годом Верховная Рада в очередной раз приняла решение о продлении на год закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей – так называемый «закон об особом статусе».
Он существует с 2014 год, но на практике не применялся – действие закона должно начаться после местных выборов на Донбассе. Пункт 11 минского соглашения предусматривает принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Кроме того, тот же пункт Минского соглашения обязывает Украины провести конституционную реформу в части децентрализации «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов».
Ничего из этого не происходит. Хотя в марте прошлого года Президент Владимир Зеленский заявил в интервью The Guardian «Я не отдам пять лет, которые дал мне народ Украины, на то, чтобы заниматься «Минском»…. На все договоренности государство может потратить год, а затем должна быть реализация. Дольше нельзя».
В ту пору еще не был отменен саммит лидеров «нормандского формата», намечавшийся на апрель в Берлине. Позже его перенесли под предлогом эпидемии коронавируса.
Президент Владимир Зеленский не раз возвращался к теме «нормандского» саммита (лидеров Украины, России Германии, Франции). Например, в декабре в интервью New York Times он заявил, что хотел бы, чтобы к «нормандскому формату» по урегулированию мира на Донбассе присоединились Соединенные Штаты. Дескать, новый президент США может усилить переговоры.
«Усилить наши переговоры в нормандском формате мог бы президент Байден, опять же потому, что он хорошо понимает вопрос Украины и России», —заявил Владимир Зеленский.
По его словам, США могли бы сыграть ключевую роль для реинтеграции Донбасса, ведь для этого «нужны сильные компании, сильные технологии, безопасность и деньги».
«Мы понимаем, что Соединенные Штаты сегодня — гарант безопасности в мире, серьезный стратегический игрок, поэтому такие шаги могли бы ускорить исход войны на Донбассе и начало большого строительства, большой реинтеграции Донбасса».
Следует отметить, что «нормандские» и Минские переговоры по урегулированию на Донбассе начинались, когда Джо Байден был вице- президентом, и США официально не принимали участие в переговорах.
Изменений после инаугурации Байдена не исключает и российская сторона. Так, Дмитрий Козак напомнил в СМИ, что избранный президент Джо Байден активно курировал украинское направление внешней политике в администрации Барака Обамы.
«Наверно, что-то должно, по идее, измениться. Но здесь прогнозировать… США самостоятельное суверенное государство, самостоятельно осуществляет внешнюю политику» — сказал он.