Димитрий Бабич
08:56 02/09/2012

Норвежский синдром: Андерс Брейвик сидит, но дело его живет

Приговор «норвежскому террористу номер один» Андерсу Брейвику, которого Фемида Осло благополучно отправила за решетку на 21 год, похоже, не оставил равнодушным никого. И не только в самой Норвегии, где все чаще стали говорить о необходимости кардинальных законодательных изменений. Акции противников и – что характерно — сторонников осужденного прокатились по всей Скандинавии, затронули Германию, Чехию и Францию, и прочно обосновались во Всемирной паутине. И пока представители двух разных лагерей призывают либо «остановить исламизацию Европы», либо назло экстремистам полностью открыть западные границы для эмигрантов, аналитики ломают головы над тем, как же теперь относиться к Брейвику в его новом статусе. Какой урок вынесет мировое сообщество из приговора человеку, раз и навсегда развенчавшему миф о «спокойной Норвегии»?

ГОСТИНИЦА ОСОБОГО РЕЖИМА

Похоже, никто из находящихся в зале заседания Высшего суда Осло, подобного развития событий не ожидал. Услышав окончательную трактовку вынесенного судебного решения, Андерс Брейвик ухмыльнулся и на вопрос судьи, понятен ли ему приговор, сладчайшим голосом проговорил: «Я им очень доволен, благодарю вас». И все. Ни больше, ни меньше, как будто только что органы правосудия не приговорили его к высшей, по местным меркам, мере наказания, как будто не было его 77 жертв в норвежской столице и на острове Утойя и, наконец, как будто лично ему, Брейвику было сделано некое одолжение.

А ведь, по сути, одолжение сделано было. Согласно официальной информации, распространенной по каналам норвежской пенитенциарной службы, отбывать двадцатиоднолетний срок он будет в тюрьме особого режима «Ила», расположенной на окраине города. Специально для знаменитого узника архитекторы и строители переоборудовали целое восточное крыло здания; в распоряжении Брейвика будет около 50 квадратных метров «жилой площади» со спальней и кабинетом, плюс он получит доступ в бассейн и тренажерный зал. Помимо прочего, в «кабинете» у заключенного будет персональный компьютер с пусть и ограниченным, но все-таки доступом к интернету, а также телевизор и солидная библиотека. Но и это еще не все: согласно судебному решению, на содержание «норвежского стрелка» за решеткой правительство будет выделять около 12 миллионов крон (приблизительно $2,1 млн.), которые, помимо прочего, пойдут на оплату услуг элитной охраны. «Мой подзащитный собирается написать книгу воспоминаний, — многозначительно заявил журналистам Гейр Липпестадт. – Думаю, это у него неплохо получится: Андерс нуждается в покое, который необходим ему для качественной и плодотворной работы над материалом». В этой связи норвежская пресса с горькой иронией замечает, что в тюрьме особого режима, которая более напоминает четырехзвездную гостиницу, у Брейвика будет возможность для внесения в «сырой материал» необходимых правок и дополнений. По крайней мере, время для этого у него есть…

В ЭПИЦЕНТРЕ ВЗРЫВА

Сегодня практически все международные юристы, комментирующие приговор «норвежскому стрелку», в один голос заявляют, что Фемиде, по большому счету, было бы выгоднее признать Брейвика невменяемым. Это позволило бы засадить его на всю жизнь в психиатрическую клинику – без права досрочного выхода или какой-либо апелляции. Отправив его за решетку, таким образом, судьи сделали экстремисту определенную рекламу. Дескать, человек, планомерно выступающий за «очищение Европы от мусульман» и хладнокровно расстрелявший «мультикультурный сейшн на Утойе», является вполне здоровым и адекватным, а, следовательно, имеет право распространять свои идеи дальше.

«Будет ли Брейвик распространять свои идеи дальше, с точностью сказать не может никто, — сказал в интервью «ГолосUA» известный норвежский обществовед и политолог Туре Ларсбьёрн. – А вот судебное решение, если так можно выразиться, вдохновило его сторонников в десятках стран мира. Обратите внимание, с какой периодичностью на интернет-форумах и в социальных сетях появляются посты в поддержку Брейвика! Уж не повод ли это задуматься над тем, что в историю он войдет не только как террорист, но и как своеобразный «антиисламский вожак»?»

И это действительно так. На сегодняшний день в интернете существует более пятидесяти сообществ, открыто называющих себя «Последователями Белого рыцаря». («Белый рыцарь» — одна из кличек «норвежского стрелка», закрепившаяся за ним после обнародования части его дневников, в которых он призывал начать новый «рыцарский крестовый поход»). В Объединенной Европе, и в особенности – во Франции, где в последнее время широко растет недовольство местных жителей прибывающими эмигрантами, создаются как отдельные группы, так и целые движения, члены которых именуют себя «Братьями Андерса». «Вот здесь и возникает ощущение того, что все мы, кто не разделяет подобных убеждений, находимся в эпицентре взрыва, — отмечает Т. Ларсбьёрн. – Взрыва, который, прогремев в любой момент, похоронит всяческую надежду на общественное спокойствие».

Справедливости ради стоит сказать, что правоохранительные органы Европейского Союза, в целом, и Норвегии, в частности, периодически проводят соответствующие рейды по пресечению деятельности «Братьев Андерса» — интернет-проекты закрываются, а наиболее ретивые активисты-националисты подвергаются штрафам и даже приговариваются к предварительному заключению. Но этого, по всей видимости, мало.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Тот факт, что экстремист Брейвик получил относительно небольшой по западным меркам тюремный срок, уже заставил норвежских политиков и прокуроров говорить о необходимости коренных изменений в уголовном кодексе Норвегии. В интервью «ГолосUA» судья Пелле Юнвальд, считающийся на родине одним из лучших консультантов в области права, подчеркнул, что классическая «планка» высшей меры наказания в 21 год заключения, для Брейвика должна быть поднята. «Все дело в том, что в своей послевоенной истории Норвегия никогда не сталкивалась с подобного рода преступлениями, — сказал, в частности Юнвальд. – Именно поэтому преступнику удалось избежать самого сурового наказания. Но прецедент уже создан и мы не должны оставаться в стороне, ощущая угрозу повторения трагедии в Осло и на Утойе 22 июля 2011 года».

Что же из этого следует? Согласно действующему норвежскому законодательству, после 21 года заключения Брейвик может получить еще пять лет, по истечению которых быть приговоренным к очередной пятилетней отсидке. И так – до конца жизни. Но вот ведь в чем дело: никто не может гарантировать, что уже на 26-м году заключения Брейвик не выйдет на свободу. «Необходимо срочно внести поправки в уголовный кодекс, согласно которым люди, подобные «норвежскому стрелку», не могут подавать апелляции о таком освобождении, — подчеркивает Юнвальд. – А ведь решать его дальнейшую судьбу может только суд. Вот и наступило время, выражаясь библейским языком, собирать камни – то есть, задуматься над несовершенством нашей обвинительной системы и что-то в ней поменять».

Как бы то ни было, а в том, что Андерс Брейвик доживет до конца назначенного ему тюремного срока, сомнений нет никаких. Во-первых, потому, что ему сегодня всего тридцать пять, а во-вторых, как уже отмечено, в заключении он будет находиться в исключительно комфортных условиях. Есть вероятность, что, благодаря возрастающему интересу к его персоне, из «Илы» он выйдет знаменитым. И богатым, если все-таки напишет свои мемуары, печатать которые уже выразили желание не только подпольные праворадикальные типографии, но и вполне серьезные издательства.

Поскольку время пока работает на Брейвика…

Читайте также по теме