В ночь с 28 на 29 декабря 2014 годы Верховная Рада приняла ряд законов, которыми были внесены изменения в Налоговый Кодекс и, основанный на этих правках, государственный бюджет на 2015 год. Основой «реформаторской» налоговой политики стало резкое увеличение налогов с физических лиц и перераспределение налоговой нагрузки в сторону усиления давления на малый и средний бизнес. Это замечательно видно по заложенным в бюджет ожиданиям от поступлений: в нынешнем, 2015 году, с физических лиц планируется собрать 95,548 млрд грн (в 2014 – 79,612 млрд грн, то есть план на этот год на 16 млрд грн выше). Что же касается налога на прибыль предприятий, уточню: в этом году планируется собрать 37,12 млрд грн (в 2014 – 49,435 млрд грн, то есть план на этот год на 12,3 млр грн ниже).
Планируемое увеличение сборов денег в виде налогов на доходы физических лиц почти на 20% по сравнению с прошлым годом, на фоне сохранения размера минимальной зарплаты на уровне 2013 года выглядит явно фантастическим. Однако, по сравнению с прошлым, 2014 годом, в число плательщиков налогов на доходы войдут и пенсионеры.
С 1 января 2015 года с доходов пенсионеров, превышающих три минимальные зарплаты (3 654 грн) будет взиматься сбор в размере 15%. Это именно сбор, а не налог, так как платёж из солидарной системы пенсионного страхования является страховой премией, которая по определению не является доходом! Это уникальный сбор, так как аналогов в мире не имеет. Есть налоги на накопительную часть пенсий в некоторых странах, но на солидарную – нет. Потому что солидарная система является единственным действенным механизмом, позволяющем сохранить покупательную способность денег будущих пенсионеров на протяжении десятков лет и компенсировать инфляционный фактор. Нигде в мире не увеличивают налоги на величину инфляции, только в Украине. Да, размеры соцвыплат на эту же величину, почему-то, повышать «забывают»…
Кто будет основным плательщиком данного сбора? — в основном чернобыльцы, отнесенные к 1 категории, инвалиды-чернобыльцы, инвалиды Великой Отечественной, часть военных пенсионеров и инвалидов-участников боевых действий, шахтеры, регресники, герои СССР и Украины, научные работники и… небольшая часть чиновников, судей, прокуроров, депутатов и т.д. То есть из почти 400 тыс пенсионеров, у которых государство планирует воровать деньги, большая часть – серьезно больные старики, положившие здоровье за государственные интересы.
Игры с определением того, что считается доходом, могут привести к тому, что введенный в середине прошлого года так называемый «военный сбор», который продолжит свое существование и в 2015 год будет взиматься со всех социальных выплат. Почему? Да потому что с 1 января текущего года его буду взимать со всех доходов физических лиц, определенных ст. 163 Налогового Кодекса. А что в ней? А вот что:
163.1.1. общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход;
163.1.2. доходы из источника их происхождения в Украине, которые окончательно облагаются при их начисления (выплаты, предоставления);
163.1.3. иностранные доходы — доходы (прибыль), полученные из источников за пределами Украины.
Раз пенсии свыше 3 654 грн стали «налогооблагаемыми», то можно предположить, что и военный сбор их получателей также будут собирать. Да и другие социальные выплаты также могут попасть под категорию дохода – выплаты по рождению ребенка, например. Хорошо бы по этому поводу получить разъяснения Госфискальной службы.
Еще одной уникальной инновацией Бюджета 2015 в части его пополнения, является норма ст.11 о формировании спецфонда в том числе и за счет средств от уплаты инвалидами частичной стоимости автомобилей и средств от реализации автомобилей, возвращенных инвалидами. Напомню, что согласно Порядку обеспечения инвалидов автомобилями, утвержденному Кабинетом министров еще в сентябре 1997 года, получить машину бесплатно имеют право инвалиды войны и чернобыльцы, а также люди, ставшие инвалидами вследствие репрессий и военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие несчастного случая или заболевания, полученного в период прохождения военной службы. А вот инвалиды от общего заболевания, инвалиды с детства, а также родители или родственники детей-инвалидов имеют право получить автомобиль на льготных условиях – с оплатой всего лишь 30% его стоимости. Денег на программу обеспечения инвалидов машинами не хватало всегда. Очевидно сейчас, когда из-за боевых действий на Донбассе количество инвалидов-военнослужащих возрастет и они решат попробовать воспользоваться имеющимся правом на получение автомобиля, им предложат частично его оплатить и эта плата и пойдет в бюджет. Сложно представить какие-то еще логичные причины для появлении такой нормы, так как никакого роста социальных расходов, позволяющих всем имеющим право на покупку авто за 30% его стоимости в бюджете обнаружить не удалось.
Так как экономика падает, а деньги правительству нужны, то можно ожидать вскоре новых налоговых инноваций.