На днях вся украинская культурная общественность была шокирована новыми назначениями профильного министерства. Министр культуры Михаил Кулыняк на брифинге с журналистами сообщил об увольнении пятерых руководителей ведущих музейных учреждений, имеющих национальный статус, и назначении новых должностных лиц. Среди них оказались директора трех заповедников «Софии Киевской», Киево-Печерского историко-культурного и историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы», а также двух музеев — Тараса Шевченко и народной архитектуры и быта в Пирогово. Вместе с тем, официальных и вразумительных объяснений со стороны министра, комментирующего неожиданную ротацию в музейной сфере, так и не прозвучало. Коллективы вышеуказанных учреждений тоже пока пребывают в недоумении, ибо чего еще можно ожидать от такой «культурной революции» — непонятно …
Как сообщил на брифинге М. Кулыняк, из 25-ти директоров национальных заповедников уволены – трое, а из 13-ти директоров музеев — двое. Может, по мнению министра, это не так уж много, но нет никаких гарантий, что этот список в ближайшее время не пополнится. По его словам, увольнения произошли якобы на основании заключения комиссии министерства, которая была создана с целью комплексной «проверки эффективности работы руководителей музейных учреждений». Впрочем, растолковать журналистам, в чем же состояла суть нарушений, на основании которых были уволены директора крупнейших музейных учреждений страны, руководитель министерства так и не смог. Правда журналисты услышали от министра, что в каждой организации нашлись свои «недостатки»…
Например, бывшая директор Национального заповедника «София Киевская» Нелли Куковальская, которая занимала эту должность более десяти лет, была уволена «за бездеятельность и низкий профессиональный уровень», которые привели к «обострению многочисленных нерешенных проблем в сохранении и использовании объектов культурного наследия заповедника». Так выглядит официальная версия, которую обнародовали в пресс-службе Департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры Украины. Учитывая широкое международное признание заповедника и высокую оценку работы его руководства, что лично было отмечено Президентом Украины Виктором Януковичем во время прошлогоднего празднования 1000-летия Софии Киевской, это вызывает наибольшее удивление, а теперь и подвергает сомнению слова первого лица государства.
Еще более неожиданным известием стало то, что на только освободившиеся директорские должности сразу же нашлись новые чиновники, профессионализм которых на культурном поприще, мягко говоря, вызывает серьезные вопросы … Среди новых руководителей — историк-политолог Дмитрий Заруба, успевший побывать заместителем председателя Государственной службы туризма и курортов, советником министра культуры Украины и директором Ассоциации гостиниц и ресторанов Украины. Теперь же он назначен на должность директора Национального музея народной архитектуры и быта в Пирогово. А также Виктория Лесничая, которой медико-юридическое образование не помешало аж целый год занимать должность заместителя Министра культуры, а теперь, вероятно, поможет управлять Национальным Киево-Печерским историко — культурным заповедником. Отныне эти опытные менеджеры (а именно так их отрекомендовал М. Кулыняк) должны приспособиться к грядущим изменениям, выдержать современные требования и буквально «спасти» эти заведения от упадка под чутким руководством министерства.
К слову, главной мотивацией увольнения бывших директоров является невыполнение ряда приказов Министерства культуры. Одновременно, в Минкульте даже не скрывают, что новые назначения состоялись вопреки установленному порядку, проигнорировав конкурсы и другие формальности, которые заняли бы много времени. А его, видимо, мало — ведь на носу «Евро-2012». К тому же, именно эти объекты попадут под пристальное внимание болельщиков. Возможно, поэтому власть пытается взять самые лакомые и финансово интересные музеи-заповедники под свой контроль, устранив «неудобных» директоров. Иначе как объяснить, почему руководители такого уровня, как Н. Куковальская, имеющие определенный авторитет, свое мнение и умеющие настойчиво его отстаивать, заменяются людьми без опыта и авторитета, но, вероятно, более лояльными. Поэтому вопрос, выиграют ли от такой неожиданной ротации руководства эти уникальные музеи, и как следствие, международный престиж государства — звучит риторически.
Обычным стечением обстоятельств это не назовешь — считают противники такого нововведения. Например, заместитель председателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры Николай Пархоменко заявил, что не может объяснить эти решения. Хотя на одну из должностей назначено его коллегу Елену Сердюк, до этого исполняющую обязанности директора Института исследований охраны памятников. «Но даже любые равноценные замены за 100 дней до «Евро-2012» не смогут перестроить уже налаженную работу. Ведь предыдущие руководители работали годами, хорошо зная свою работу, имея авторитет среди своих коллег и на международном уровне. Безусловно, везде есть недостатки — но в данном случае это не повод для такой срочной смены руководства», — убежден эксперт. Между тем, такая непрозрачная смена руководства уже стала практикой — в прошлом году в Крыму тоже произошли замены в администрациях трех наиболее знаковых и посещаемых историко-культурных объектов: в Бахчисарайском, Воронцовском и Ливадийском дворцах.
Скорее всего, причины кадровых ротаций в музеях и заповедниках следует искать в другой плоскости. Так, активист общественной инициативы «Сохрани старый Киев» Игорь Луценко уверен, что список фамилий в Минкульт «спустили сверху». «Это красноречиво свидетельствует о том, что государственная политика в сфере культуры и охраны памятников отсутствует. Зато есть одномоментная культурная политика в интересах «Евро-2012», которая предусматривает работу в так называемом «ручном режиме», — комментирует он.
Со своей стороны, Николай Пархоменко также предполагает, что за действиями Министерства культуры стоит решение правительства, а возможно, и Администрации Президента. «Речь идет о попытке монетизировать музейные коллекции, музейные фонды и ввести их в обращение, как экономический актив. Эта тема не нова — есть одна канадская фирма, которая лоббирует ее и обещает внедрить в Украине. Несколько лет назад уже была такая попытка, но неудачная. Теперь же эта тема вновь актуальна », — беспокоится представитель УООПИК.
По словам эксперта, музейные фонды, пребывающие в государственной собственности, являются неприкосновенными. Иными словами, они не подлежат приватизации, залогу, покупке и продаже. Но если в этот порядок будут внесены изменения, наше культурное наследие снова рискует понести потери, как это было в 20-30-х годах ХХ столетья, когда целые частные коллекции и ценности национализировались, а затем продавались за границу. Сейчас чиновники, тоже вынуждены искать резервы для решения различных экономических проблем. Разница лишь в том, что оправдать это голодом, войной и разрухой не удается.
Впрочем, нынешняя ситуация вполне подходит под термин дежавю (фр. déjà vu — уже виденное) — так называют особое психическое состояние, при котором возникает ощущение, что когда-то подобная ситуация уже была. Интересно, что это чувство не связывается с прошлым в целом, а относится только к конкретному моменту прошлого. Вероятно потому, последствия такой «культурной революции» не слишком беспокоят тех руководителей, которые пытаются лоббировать свои интересы за счет музейных ценностей, принадлежащих всему народу.