За развязку на Шулявском путепроводе, о необходимости реконструкции которой говорят уже несколько лет, наконец-то взялись. В данный момент разрабатывается ТЕО, стоимостью 1,18 млн грн., которое будет закончено к февралю следующего года и представлено на обсуждение общественности. Главная идея проекта — разгрузить район Шулявки от вечных пробок.
Неизвестно сколько еще простоит
Рынок секонд-хэнд под Шулявским путепроводом горел несколько раз — самый крупный пожар был в 2007 году, и это ослабило мост — пришлось делать подпорки. Из-за перепада температур на мосту потрескался бетон, из-за чего балки путепровода потеряли часть своей несущей способности. Три года назад директор рынка Тарек Абдулгафор даже предлагал миллион за спасение рынка, но начальники киевского главка и руководство «Киевавтодора» были категоричны, мол, миллион будет никому не нужным, если мост свалится.
Отметим, что съезд с Шулявского моста на улицу Вадима Гетмана считается одним из самых аварийных — развязка в этом месте перегружена. ДТП случаются при маневрах, так как часть авто вклиниваются из соседнего потока при съезде с моста на ул. Гетмана. К тому же на самой улице Гетмана, прямо возле моста, находятся остановки, где заезжают-выезжают маршрутки, и водителям приходится резко тормозить, провоцируя ДТП. Чтобы снизить аварийность на участке, остановки нужно перенести чуть дальше. А пока этого не сделали, водителям в этом месте стоит снижать скорость.
Ремонт аварийного Шулявского моста откладывали несколько раз. И после Евро-2012 и в 2013 году. Попросту говоря, тогда экс-мэр Киева Александр Попов посчитал этот проект слишком затратным для города в связи с масштабной реконструкцией проспекта Победы.
«Предварительно этот проект обойдется в 400 млн грн. Он предусматривает строительство новых съездов с путепровода и снос нескольких строений завода «Большевик». Вот когда мы дойдем до этого отрезка проспекта Победы, где находится мост, тогда и будем ставить вопрос о его реконструкции. Скорее всего, это будет в 2015 году», — заявил ранее А. Попов.
Но этот транспортный узел, находящийся на пересечении малой кольцевой дороги и центральной магистрали, чрезвычайно перегружен и требует увеличения пропускной способности.
Трехуровневая развязка
С сентября месяца начались проектные работы — тендер на разработку новой развязки выиграл институт «Киевсоюздорпроект», а заказчиком выступил Департамент градостроительства и архитектуры КГГА.
По плану возле станции метро Шулявка появится трехуровневая развязка, которая избавит близлежащие дороги от пробок.
«Главное отличие этого типа развязки – реверсное распределительное кольцо на уровне поверхности, через которое будут осуществляться все возможные повороты и развороты. Транзитные потоки будут двигаться в тоннеле по проспекту Победы и эстакаде по ул. Гетмана», — отметил главный специалист по вопросам инженерно-транспортной инфраструктуры Департамента градостроительства и архитектуры КГГА и автор проекта Виктор Петрук.
Эстакада будет четырехполосная, по 2 полосы в каждую сторону – но благодаря тому, что с эстакады будут сняты интенсивные левоповоротные потоки: Чоколовка – Святошин, Святошин– Дорогожичи — ее пропускная способность по транзиту увеличится в 1,5 раза по направлению Караваевых дач, и в 2 раза — в сторону Дорогожичей.
«Общая же пропускная способность всей развязки увеличиться с 13 до 20 тыс. авто в час», — отмечает эксперт.
Снесут лишь часть завода «Большевик»
По проекту старый и аварийный Шулявский путепровод, построенный в 1968 году, будет снесен. Также предполагается разобрать угол цеха №5 завода «Большевик», площадью 400 кв. м.,при этом будет сохранена та часть цеха, что выходит на проспект Победы — она является памятником архитектуры периода индустриализации. Стоит отметить, что старый проект предусматривал снос всего цеха площадью 12800 кв. м.
Кроме того, удастся освободить около 1 гектара территории, которую сейчас занимают левоповоротные съезды с эстакады. Освобожденные участки предлагается не застраивать, а разбить там два новых сквера. Один — со стороны киностудии им. Довженко, а второй — со стороны Центрального гастронома. Здесь могут появиться фонтаны, скульптуры и детские площадки.
По словам эксперта, при проектировании будут учтены и потребности велосипедистов: для них проложат велодорожки. А пешеходы и транспорт будут двигаться на разных уровнях.
Самой сложной частью проекта будет организация спусков в промежуточный вестибюль метро Шулявская, так называемый второй вход на станцию.
«Есть идея, чтобы киевляне, спустившись на пешеходный уровень развязки, не поднимались на поверхность, а прямо с него входили в промежуточный вестибюль метро Шулявская, минуя верхний эскалатор. Возможно, здесь возникнут сложности, и идея не будет реализована. Также есть сложности с сетями, которые будут перекладываться при реконструкции, но тут задача будет не сложнее, чем при реконструкции Почтовой площади», — отмечает В. Петрук.
Проект на 300 млн грн
С точной стоимостью работ пока не определились — сумму предстоит выяснить путем разработки технико-экономического обоснования.
«Есть совершенно другой проект, разработанный в 2010 году институтом «Киевдормостпроект», стоимостью 370 млн грн, но он не соответствует всем необходимым требованиям. Стоимость развязки по новому проекту мы оцениваем примерно в 300 млн грн. в докризисных ценах. Но сметы пока нет — для этого и делаем ТЭО. Точную стоимость будем знать в феврале 2016 года, когда закончится первая стадия проектирования», — сказал он.
По предварительным оценкам, при условии стабильного финансирования строительство развязки будет длиться 1,5-2 года и будет разбито на 20 этапов, что позволит избежать перекрытия движения транспорта.
«Планируются технологические перерывы в движении на 3-6 часов для безопасности при демонтаже и сборке нового путепровода, но перекрывать дорогу на полгода, как Набережное шоссе на Почтовой, никто не будет. Развязку могут начать строить ближе к осени следующего года, при условии, что будет предусмотрено финансирование. Если приносить каждый день по кирпичу и не платить зарплаты, то строительство может затянуться и на 7 лет, как Московская площадь или на 12 лет, как Подольско-Воскресенский мост», — подчеркнул эксперт.
С другой стороны, для автомобилистов критичным является другой критерий – насколько удобной и понятной будет новая развязка. Якобы водители до сих пор не могут разобраться с «турбиной» на подходе к мосту Патона и с петлями на Выдубичах. Но в КГГА уверяют: развязку в обязательном порядке будут обсуждать с экспертами, в том числе и от Мирового банка, которые сейчас разрабатывают для Киева новую транспортную модель.