В зону отчуждения ЧАЭС будут свозить ядерные отходы, хотя анонсировали создание заповедника, который должен был стать «новой стратегией» преодоления последствий катастрофы. Эксперты отмечают: на эксплуатацию нового саркофага средств не запланировано, льготы ликвидаторов урезаны, работы в Чернобыле есть, а новых «чернобыльцев» — нет.
Расходов не подсчитали — Порошенко просит помощи у Беларуси?
В среду, 26 апреля, Президент Порошенко посетил Чернобыль, где встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко, чтобы договориться об усилении двустороннего сотрудничества с целью преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Глава украинского государства заявил, что в ноябре 2017 года планируется запуск в эксплуатацию нового укрытия – конфайнмента в виде арки над старым саркофагом четвертого энергоблока.
Сооружение нового укрытия было завершено в ноябре прошлого года. «В ноябре 2017 года мы планируем ввод этого конфайнмента в эксплуатацию. Это даст возможность безопасно проводить работы внутри»,- заявил Петр Порошенко.
Но специалисты скептичны: нет денег. Сам конфайнмент строили на деньги 43 «доноров». Обошелся он в 1,54 миллиарда. Следующий шаг после установки арки — демонтаж нестабильных конструкций старого объекта укрытия. Завершить процесс должны до 2023 года.
Но средств на это пока нет, и еще не создана инфраструктура для переработки демонтированных конструкций. Секретарь Союза ветеранов-атомщиков Украины Александр Коноплев прогнозирует, что потребуются « миллионы евро».
«Надо убирать те конструкции, которые вызывают сомнения: топливосодержащие массы, убирать конструкции, которые уже внутри шатаются», — полагает он.
Отметим, что новое укрытие с самого начала вызывало критику специалистов. Ведь его нужно постоянно обслуживать, а затем придется демонтировать и хоронить, (саркофаг простоял лишь три десятка лет).
Покойный ныне президент Всеукраинской организации «Союз Чернобыль Украина» Юрий Андреев отмечал, что в проекте конфанмейнта не были предусмотрены эксплуатационные расходы, которые лягут на плечи Украины. Специалисты предлагали захоронить энергоблок целиком, вместо того, чтобы строить сложный и дорогостоящий конфайнмент.
«Это лишь временная легкая конструкция, которую нужно будет постоянно ремонтировать, и через два десятка лет придется задуматься о постоянном захоронении, но тогда Запад уже не поможет»,— говорил Юрий Андреев.
Теперь представитель Атомпрофсоюза в Чернобыльской объединенной организации профсоюзов Николай Тетерин подтверждает: «Эксплуатация этого сооружения обойдется в очень большие деньги, и я боюсь, что наш бюджет этого не потянет, специалисты называют сотни миллионов гривен и сотни миллионов долларов». Кроме того, он заявляет, что технологии по выемке топлива до сих пор нет.
Льготы отстали от инфляции на 400%
Во время строительства конфайнмента Николай Тетерин заявлял, что при возведении фундамента украинские рабочие получили большую дозу облучения на земляных работах. Дескать, коллектив был интернациональный, но украинские рабочие осуществляли самые тяжелые, самые грязные работы.
«На начальной стадии, когда готовили фундамент под это сооружение, пришлось проводить большое количество земельных работ, вот там наши ребятишки получили большой уровень облучения», —рассказывал представитель Атомпрофсоюза.
Но Президент Порошенко заявляет: «Я хотел бы отметить тот факт, что во время проведения работ, в том числе и над саркофагом, и внутри, ни один работник не получил статус ликвидатора, не получил опасной дозы радиации».
Отметим, что на сегодняшний день количество пострадавших от Чернобыльской аварии составляет 1,9 млн человек. Среди них — 108 тысяч инвалидов и свыше 418 тысяч детей. По данным организации Союз «Чернобыль», из 600 тысяч ликвидаторов 10% умерли и 165 тыс. стали инвалидами.
Закон, который призван гарантировать социальную защиту чернобыльцев, меняли 53 раза. С 2014 года по настоящее время пенсия чернобыльцев начисляется по формуле, где за основу берется средняя зарплата за 2006 год. Нынешняя экономическая ситуация не учтена, отмечает юрист Владимир Пилипенко — представитель Украины в Венецианской комиссии 2013-2017 годов.
«Эти все выплаты не пересматривались, несмотря на инфляционные факторы, которые на сегодня превысили 400%», — заявляет он.
Так, инвалиды первой и второй группы получают 120 грн. Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС второй категории — 100 грн, а инвалиды третьей группы и дети-инвалиды получают 90 грн.
Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС третьей категории, а также эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 году, включая детей, государство предлагает помощь — 75 грн.
С 2015 года значительно сужен круг лиц, которым гарантировано право на санаторно-курортное лечение. Его забрали у второй, самой большой группы чернобыльцев.
«Объяснение «нет в бюджете денег» действует как раздражитель на нервную систему миллионов украинцев. Осточертело наблюдать, как деньги из этого «дырявого бюджета» просто выливаются в неизвестном направлении», — подчеркивает Владимир Пилипенко.
«Новая стратегия» — новые проблемы
Белорусский лидер Александр Лукашенко во время встречи с Петром Порошенко отметил, что Украина в настоящее время разрабатывает новую стратегию преодоления последствий катастрофы, планирует создать радиационно-экологический биосферный заповедник в чернобыльской зоне отчуждения. «Вы можете рассчитывать на нашу совместную работу с использованием опыта Полесского заповедника», — заверил он.
Видимо, Александру Лукашенко рассказали об указе Президента Порошенко от 26 апреля 2016 года о создании заповедника. Но, спустя год в Киевской горгосадминистрации (КГГА) заявляют возможности вывоза и захоронения мусорных остатков, образующихся после переработки или сжигания, в Чернобыльскую зону. Об этом заявил заместитель председателя КГГА Петр Пантелеев. Он отметил, что хотя, но на сегодняшний день законодательством это запрещено, КГГА «ищет пути».
Ранее мэр Львова, лидер партии «Самопомощь» Андрей Садовой предложил сделать в Чернобыльской зоне свалку для мусора. «У нас есть Чернобыльская зона. Почему бы не сделать там резервный полигон, для всей страны», — заявил он, пообещав профинансировать строительство свалки.
Впрочем, в Чернобыльской зоне уже обнаружены кучи мусора. Но кроме нелегального мусора в Чернобыльскую зону планируют законно свозить ядерные отходы. Компания Holtec (США, штат Нью Джерси) достраивает в зоне отчуждения хранилище ядерных отходов, которое планируют сдать в эксплуатацию в 2017 году.
Оно, в частности, рассчитано на захоронение отходов Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской и Запорожской АЭС. Ведь Украинские АЭС постепенно переходят на американское ядерное топливо, отходы от которое негде хоронить. Пока Украина отправляет отработанное топливо в РФ на комбинат «Маяк», который хоронит его в Челябинской области и в Красноярском крае. Ведь Украина получает готовое ядерное топливо из России (компания ТВЭЛ), куда и возвращает отработанные материалы.
Экологи давно бьют тревогу, ведь ядерный могильник будет действовать в 90 км от Киева. Они не исключают, что кроме отработанного топлива из собственных АЭС, Украина начнет принимать для захоронения ядерные отходы из других стран. Эколог Владимир Борейко полагает, что в ядерный могильник под Киевом «будут свезены ядерные отходы со всей Европы».
Он напоминает, что в России такой могильник в тайге, в США – в пустыне Невада, Франция сделала такой могильник на своих островах в Тихом океане, а в Украине хранилище строят неподалеку от столицы. Эколог восклицает: «Это просто безумие!»