Денис Гонтарь
14:00 31/07/2013

Новая война чиновников против маршруток: кто кого?

Стремительное развитие этого вида транспорта в Киеве началось еще во второй половине 90-х годов прошлого столетия. С каждым годом этот тип извоза пассажиров только набирал обороты. В прошлом году, во время Евро-2012, этим «душегубкам» удивлялись иностранные болельщики, привыкшие к комфорту у себя на родине. «Такая желтая коробка на колесах, а из ее окон торчат люди», — так «забугорные» гости рассказывали об этом виде транспорта. Конечно же, речь идет о столичных маршрутках. Чиновники из КГГА уже несколько лет подряд пугают частных перевозчиков, мол, еще немного — и перекроем вам «кислород», пустив на все маршруты большие автобусы-троллейбусы. Где-то отменяют одно направление маршрутного такси, где-то сразу несколько, но масштабных сдвигов в этом направлении нет. ГолосUA решил разобраться, нужны ли вообще городу маршрутки и справится ли без них коммунальный транспорт с пассажиропотоком.
Киев опоздал с транспортной схемой
Очередная война чиновников против желтых бусов начнется ближе к концу лета. В мэрии решили отменить более 20 направлений маршрутных такси, которые просто дублируют коммунальные автобусы и троллейбусы. На этих направлениях пустят больше вместительного подвижного состава «Киевпастранса».
Перевозчики естественно, в шоке от такого развития событий. У них всегда на этот случай один ответ: мы покупали микроавтобус, работали на линии, а теперь куда нам идти, что делать с этим автобусом, как вложенные деньги отбить?
Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта Дмитрий Олейник вообще считает незаконным то, что власти отменяют маршруты для частных бусов.
«Кроме того, что это нарушает частные интересы, это еще и делается без соответствующих конкурсов. Минимум три года назад должна была быть отработана транспортная схема Киева, где на «скелет» метро, городской электрички и существующих трамвайных путей, нужно было «наложить», зная при этом пассажиропотоки, маршруты, как общего пользования, так и в режиме маршрутного такси. Этого не было сделано. Может, и есть некоторые маршрутки, которые пересекаются с направлениями автобусов «Киевпастранса», но, не имея схемы пассажиропотоков, как минимум, непрофессионально убирать какой-нибудь маршрут частных перевозчиков», — заявил ГолосUA Олейник.
А вот бывший глава Киевской горадминистрации Иван Салий подчеркивает, что маршрутки работают только там, где не хватает коммунальных автобусов, троллейбусов и метро.
По мнению экс-руководителя столицы, когда вместо маршруток в таких местах появятся коммунальные автобусы-троллейбусы, пассажиры смогут это оценить.
«В коммунальных автобусах, троллейбусах, трамваях есть льготы, а в маршрутках такого практически нет», — отметил в комментарии ГолосUA Салий.
«Киевпастранс» не должен быть монополистом»
Впрочем, Дмитрий Олейник согласен с тем, что с точки зрения стратегии развития города правильно переходить на транспорт большой вместимости, то есть автобусы и троллейбусы.
Но он считает, что частные перевозчики не должны ущемляться в угоду «Киевпастрансу».
«Любая монополия — это всегда хуже, чем конкуренция. Та ситуация, которая создается в пользу «Киевпастранса», с вытеснением частного бизнеса, это не совсем правильная позиция и она рано или поздно сыграет злую шутку с городом и пассажирами, которые ни в чем не виноваты. Вопрос не в желтых «Богданах» или больших автобусах, а в том будет ли частный бизнес в городе. Если бы бизнесу дали возможность участвовать в нормальных конкурсах на предоставление маршрутов и выигрывать их по правильной и легитимной схеме, я уверен, что бизнесмены смогли бы профинансировать закупку такой же техники, как у «Киевпастранса» и обслуживать горожан на конкурентной основе по той же цене», — считает Дмитрий Олейник.
Даже Иван Салий уверен, что частных перевозчиков нельзя вытеснять из города, а тем, которых «снимают» с одного маршрута, нужно отдавать направления, которые сегодня не полностью охвачены коммунальными автобусами и троллейбусами.
«Это наши, киевские, перевозчики. Я бы давал им другие направления работы. Но с другой стороны вполне логичная ситуация, когда городская власть хочет увеличить количество автобусов-троллейбусов в городе, вытеснив маршрутки. Появился где-то пассажиропоток — добавили автобусов, уменьшился — сняли часть транспорта. Это можно только приветствовать», — подытожил Иван Салий.
Без маршруток Киев остановится?
А вот глава Ассоциации перевозчиков Киева «Столица» Валерий Липецкий не устает повторят, что без частных «Газелей» и «Богданов» коммунальный транспорт не сможет справиться с перевозкой всех пассажиров в Киеве, ведь общественным транспортом ежедневно пользуются сотни тысяч людей.
К такой мысли Липецкого склоняется и глава комиссии Киевсовета по транспорту.
«Без частных компаний транспортную проблему Киева не решить. Нужно вообще поставить вопрос о приватизации «Киевпастранса», разбить его на несколько предприятий, чтобы была конкуренция. Нужно прекратить финансирование закупок транспорта за счет городского бюджета. В метро нужно инвестировать, в скоростной трамвай тоже, а вот в транспорт общего пользования вкладывать, наверное, бюджет не настолько прочный сейчас», — считает Олейник.
Выходит, по логике представителя Киевсовета, чем больше будет предприятий-перевозчиков, тем выше станет конкуренция, а это лишь на руку пассажиру.
С одной стороны это правильно, но ведь и сейчас на рынке перевозок Киева работают десятки частных компаний. И что, качество сервиса устраивает пассажиров или контроль за ними есть? То сиденье поломанное в бусе, то глушитель оторван и все «ароматы Франции» в виде выхлопных газов завевает в салон, а самый «шик» — это пьяный водитель за рулем. К сожалению, в сводках ГАИ чуть ли не ежедневно появляется информация о «подогретом» алкоголем водителе «Богдана».
Можно только представить, что произойдет, если рынок столичных перевозок отдать на растерзание бизнесменам. Не зря во Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков уже неоднократно заявляли ГолосUA о том, что нужно создавать большие предприятия по перевозкам пассажиров. В ВААПе считают, что на больших предприятиях есть соответствующий контроль за техническим состоянием микроавтобусов, а главное, физической кондицией их водителей, и выпившего перед рейсом за руль не пустят. 
А что взять с маршрутчиков, которые ставят свои машины прямо под домами, какой уж там контроль? К тому же, если на маршруте регулярно ездят коммунальные автобусы или троллейбусы, так бусы там ни к чему. 
Впрочем, мало верится в то, что маршрутный бизнес полностью исчезнет из Киева. Даже при самых плохих раскладах вряд ли кто-то захочет терять такой «вкусный пирог». Ведь если подумать логично, какой бы частник возил пассажиров в убыток себе, о чем перевозчики, кстати, неоднократно заявляли?..

Читайте также по теме