- Стремительное развитие этого вида транспорта в Киеве началось еще во второй половине 90-х годов прошлого столетия. С каждым годом этот тип извоза пассажиров только набирал обороты. В прошлом году, во время Евро-2012, этим «душегубкам» удивлялись иностранные болельщики, привыкшие к комфорту у себя на родине. «Такая желтая коробка на колесах, а из ее окон торчат люди», — так «забугорные» гости рассказывали об этом виде транспорта. Конечно же, речь идет о столичных маршрутках. Чиновники из КГГА уже несколько лет подряд пугают частных перевозчиков, мол, еще немного — и перекроем вам «кислород», пустив на все маршруты большие автобусы-троллейбусы. Где-то отменяют одно направление маршрутного такси, где-то сразу несколько, но масштабных сдвигов в этом направлении нет. ГолосUA решил разобраться, нужны ли вообще городу маршрутки и справится ли без них коммунальный транспорт с пассажиропотоком.
- Киев опоздал с транспортной схемой
- Очередная война чиновников против желтых бусов начнется ближе к концу лета. В мэрии решили отменить более 20 направлений маршрутных такси, которые просто дублируют коммунальные автобусы и троллейбусы. На этих направлениях пустят больше вместительного подвижного состава «Киевпастранса».
- Перевозчики естественно, в шоке от такого развития событий. У них всегда на этот случай один ответ: мы покупали микроавтобус, работали на линии, а теперь куда нам идти, что делать с этим автобусом, как вложенные деньги отбить?
- Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам транспорта Дмитрий Олейник вообще считает незаконным то, что власти отменяют маршруты для частных бусов.
- «Кроме того, что это нарушает частные интересы, это еще и делается без соответствующих конкурсов. Минимум три года назад должна была быть отработана транспортная схема Киева, где на «скелет» метро, городской электрички и существующих трамвайных путей, нужно было «наложить», зная при этом пассажиропотоки, маршруты, как общего пользования, так и в режиме маршрутного такси. Этого не было сделано. Может, и есть некоторые маршрутки, которые пересекаются с направлениями автобусов «Киевпастранса», но, не имея схемы пассажиропотоков, как минимум, непрофессионально убирать какой-нибудь маршрут частных перевозчиков», — заявил ГолосUA Олейник.
- А вот бывший глава Киевской горадминистрации Иван Салий подчеркивает, что маршрутки работают только там, где не хватает коммунальных автобусов, троллейбусов и метро.
- По мнению экс-руководителя столицы, когда вместо маршруток в таких местах появятся коммунальные автобусы-троллейбусы, пассажиры смогут это оценить.
- «В коммунальных автобусах, троллейбусах, трамваях есть льготы, а в маршрутках такого практически нет», — отметил в комментарии ГолосUA Салий.
- «Киевпастранс» не должен быть монополистом»
- Впрочем, Дмитрий Олейник согласен с тем, что с точки зрения стратегии развития города правильно переходить на транспорт большой вместимости, то есть автобусы и троллейбусы.
- Но он считает, что частные перевозчики не должны ущемляться в угоду «Киевпастрансу».
- «Любая монополия — это всегда хуже, чем конкуренция. Та ситуация, которая создается в пользу «Киевпастранса», с вытеснением частного бизнеса, это не совсем правильная позиция и она рано или поздно сыграет злую шутку с городом и пассажирами, которые ни в чем не виноваты. Вопрос не в желтых «Богданах» или больших автобусах, а в том будет ли частный бизнес в городе. Если бы бизнесу дали возможность участвовать в нормальных конкурсах на предоставление маршрутов и выигрывать их по правильной и легитимной схеме, я уверен, что бизнесмены смогли бы профинансировать закупку такой же техники, как у «Киевпастранса» и обслуживать горожан на конкурентной основе по той же цене», — считает Дмитрий Олейник.
- Даже Иван Салий уверен, что частных перевозчиков нельзя вытеснять из города, а тем, которых «снимают» с одного маршрута, нужно отдавать направления, которые сегодня не полностью охвачены коммунальными автобусами и троллейбусами.
- «Это наши, киевские, перевозчики. Я бы давал им другие направления работы. Но с другой стороны вполне логичная ситуация, когда городская власть хочет увеличить количество автобусов-троллейбусов в городе, вытеснив маршрутки. Появился где-то пассажиропоток — добавили автобусов, уменьшился — сняли часть транспорта. Это можно только приветствовать», — подытожил Иван Салий.
- Без маршруток Киев остановится?
- А вот глава Ассоциации перевозчиков Киева «Столица» Валерий Липецкий не устает повторят, что без частных «Газелей» и «Богданов» коммунальный транспорт не сможет справиться с перевозкой всех пассажиров в Киеве, ведь общественным транспортом ежедневно пользуются сотни тысяч людей.
- К такой мысли Липецкого склоняется и глава комиссии Киевсовета по транспорту.
- «Без частных компаний транспортную проблему Киева не решить. Нужно вообще поставить вопрос о приватизации «Киевпастранса», разбить его на несколько предприятий, чтобы была конкуренция. Нужно прекратить финансирование закупок транспорта за счет городского бюджета. В метро нужно инвестировать, в скоростной трамвай тоже, а вот в транспорт общего пользования вкладывать, наверное, бюджет не настолько прочный сейчас», — считает Олейник.
- Выходит, по логике представителя Киевсовета, чем больше будет предприятий-перевозчиков, тем выше станет конкуренция, а это лишь на руку пассажиру.
- С одной стороны это правильно, но ведь и сейчас на рынке перевозок Киева работают десятки частных компаний. И что, качество сервиса устраивает пассажиров или контроль за ними есть? То сиденье поломанное в бусе, то глушитель оторван и все «ароматы Франции» в виде выхлопных газов завевает в салон, а самый «шик» — это пьяный водитель за рулем. К сожалению, в сводках ГАИ чуть ли не ежедневно появляется информация о «подогретом» алкоголем водителе «Богдана».
- Можно только представить, что произойдет, если рынок столичных перевозок отдать на растерзание бизнесменам. Не зря во Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков уже неоднократно заявляли ГолосUA о том, что нужно создавать большие предприятия по перевозкам пассажиров. В ВААПе считают, что на больших предприятиях есть соответствующий контроль за техническим состоянием микроавтобусов, а главное, физической кондицией их водителей, и выпившего перед рейсом за руль не пустят.
- А что взять с маршрутчиков, которые ставят свои машины прямо под домами, какой уж там контроль? К тому же, если на маршруте регулярно ездят коммунальные автобусы или троллейбусы, так бусы там ни к чему.
- Впрочем, мало верится в то, что маршрутный бизнес полностью исчезнет из Киева. Даже при самых плохих раскладах вряд ли кто-то захочет терять такой «вкусный пирог». Ведь если подумать логично, какой бы частник возил пассажиров в убыток себе, о чем перевозчики, кстати, неоднократно заявляли?..
В Днепровском районе Киева сегодня, 22 ноября, прозвучал взрыв. В результате инцидента...