Глава государства сменил риторику: после заверения о том, что войны не будет, он выступил с заявлением о перспективе российской оккупации Харькова. Эксперты допускают, что США и РФ могли прийти к согласию, что нужно убедить Украину добровольно отказаться от вступления в НАТО. Тогда украинскую власть ждут изменения
«Это будет не просто оккупация»
Россия может оккупировать Харьков — заявил Президент Владимир Зеленский в интервью, подчеркнув, что это будет начало широкомасштабной войны.
Журналист The Washington Post поинтересовался может ли Россия попытаться проложить сухопутный коридор в Крым, взяв под контроль один из крупнейших морских портов Мариуполь, и попросил Президента Украины озвучить наихудший военный сценарий для Киева.
Тот ответил, что, если Россия решит усилить эскалацию — она будет делать это на территориях, где исторически проживают люди, имеющие родственные связи с Россией. «Харьков, который находится под контролем правительства Украины, может быть оккупирован. России нужен предлог — они скажут, что защищают русскоязычное население. После аннексии Крыма мы понимаем, что это возможно, и может произойти. Но я не знаю, что они будут делать, потому что это большие города. В Харькове более миллиона жителей. Это будет не просто оккупация, это будет начало широкомасштабной войны», — заявил Владимир Зеленский в интервью.
Отметим, что накануне он выступил с критикой в адрес президента США Джо Байдена, заявившего, что еще будет консультироваться с союзниками как реагировать в случае «незначительного» вторжения в Украину. «Если это незначительное вторжение, нам придется спорить о том, что делать, а что не делать», — сказал президент США. На вопрос о том, что он имел в виду под «незначительным вторжением», Байден сказал, что союзники по НАТО не едины в том, как реагировать «в зависимости от того, что именно делает Путин», и между ними есть разногласия.
Владимир Зеленский написал в Twitter что «незначительных агрессий» не бывает. А в интервью The Washington Post описал: число жертв может превысить сотни тысяч, от широкомасштабных боевых действий пострадают и соседние страны, поскольку война спровоцирует миграционный кризис.
Упоминание миграционного кризиса неслучайно. Дело в том, что в Европе нет единства относительно антироссийских санкций в поддержку Украины. 14 января во Франции проходила неформальная встреча министров иностранных дел стран Евросоюза. После нее в Financial Times появились слова одного из министров: «Не было никакого консенсуса по поводу того, что означает агрессия, и есть очень большие разногласия между государствами. Одни хотят, чтобы сюда были включены все виды гибридных действий, другие не отходят далеко от того, чтобы только полное вторжение было достаточным для введения санкций».
«Не спекулировать на чувствительной теме»
Белый дом выступал с разъясняем, что агрессия — это пересечение границы войсками РФ. Однако, часть украинских территорий и так считается оккупированными по украинскому законодательству. Соответствующий закон был принят еще в 2015 году, а в 2016 создано министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий.
За эти территории Россия и так находится под западными санкциями. А 19 января в Госдуме зарегистрировали проект обращения к президенту РФ Владимиру Путину о необходимости признания независимости так называемых «ДНР» и «ЛНР». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков призвал депутатов «не спекулировать на чувствительной теме», и избегать шагов, которые могут спровоцировать усиление напряженности в ситуации с Украиной.
Тем не менее, политолог Владимир Воля пишет в соцсети: «В России приступили к отпеванию Минских соглашений. В последнюю неделю января Госдума проведет консультации между фракциями по поводу обращения к президенту с призывом признать ЛДНР. До 12 февраля, когда будет 8 лет Минским соглашениям, Дума может принять обращение. В таком случае Путин получит «мандат» на признание и возможность принять решение тогда, когда сочтет нужным. Хоть по случаю 8-й годовщины, хоть позже».
Политолог считает референдум в ОРДЛО (отдельных районах Донецкой и Луганской областей) вполне вероятным, и отмечает, что украинские власти в течение 2021 года ничего не сделали, чтобы это предотвратить.
«Агрессия как свершившийся факт»
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявляет, что военное вторжении, нельзя его разделять на большое или маленькое. «Нет никакой разницы между небольшим вторжением и полноценным вторжением… Агрессия или есть, или ее нет. И мы можем как свершившийся факт утверждать, что с 2014 года продолжается агрессия РФ против государства Украина», — заявил он.
Так глава МИД комментируя слова Байдена о том, что президент России Путин заплатит «серьезную и дорогую цену» за вторжение в Украину, но к «незначительному вторжению» США и их союзники могут отнестись иначе.
Дмитрий Кулеба подчеркивает, что в случае начала активных боевых действий у США и ЕС не будет другого выбора, как применить соответствующие жесткие санкции в ответ против России. Президент Владимир Зеленский пошел дальше и выступил с призывом ввести санкции «уже сейчас». Он возмутился, что украинские партнеры говорят о введении санкций только после того, как произойдет вторжение. «Возникает вопрос: почему вы не вводите санкции сейчас, а ждете эскалации? Зачем вам санкции после того, как мы потеряем всю территорию Украины?» — заявил Владимир Зеленский в интервью The Washington Post.
Стоит отметить, что накануне Глава государства выступил с видеообращением, в котором призывал не верить слухам. Эксперт Вячеслав Чечило иронизирует: «Россия может оккупировать Харьков, без паники, войны не будет. Краткое изложение последних публичных выступлений Президента Украины в одном предложении».
Что изменилось за время между заверениями Владимира Зеленского о том, что войны не будет, и заявлением о перспективе потери Харькова? 19 января в Киеве побывал Госсектретарь США Энтони Блинкен. 20 января в Берлине прошли переговоры Блинкена с министрами иностранных дел Германии, Франции и Великобритании Анналеной Бербок, Жан-Ивом Ле Дрианом и Лиз Трасс. 21 января госсекретарь США Энтони Блинкен встретился в Женеве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Общаясь с журналистами после встречи с Блинкеном, Лавров сказал: «Блинкен обещал на следующей неделе предоставить письменный ответ на предложения по безопасности».
«Если Украина сама примет решение»
Предложения Москвы по безопасности предусматривают отказ от расширения НАТО на территорию Украины и от размещения вооружений. Российская сторона потребовала юридически оформленного документа об отказе от приема Украины в НАТО и дезавуирования решений Бухарестского саммита НАТО 2008 года о перспективах членства Украины и Грузии.
Эти требования противоречат уставу НАТО и не могут быть выполнены. «Ни США, ни РФ явно не в состоянии нагнуть друг друга из-за Украины», — рассудил Вячеслав Чечило. Но эксперт отмечает: «Если Украина сама примет решение об отказе от планов вступления в НАТО, нейтральном статусе и децентрализации с широкими правами регионов, то конфликт будет исчерпан автоматически. Западу и РФ останется лишь облегченно выдохнуть и скрепить данный статус-кво своими гарантиями».
Эксперт Андрей Головачев такого же мнения. Но он не исключает смену власти в Украине. Дескать США и РФ воевать не хотят, и уже моги обо всем договориться. Он пишет в соцсети: «Дело остается за малым: уговорить, убедить, в конце концов, принудить Украину самой добровольно отказаться от претензий на вступление в НАТО и выбрать нейтральный статус. Реально ли это для Украины? Ответ: Реально! Но только в случае радикальной смены характера власти в стране. Из политики должны уйти все, кто связал свои претензии на власть со вступлением в НАТО».