У Соцпартии сменился лидер, но изменилась ли сама СПУ? Это и есть самый главный вопрос, который задают после внеочередного съезда социалистов, как избиратели, так и партийные функционеры. Совершенно очевидно, что смена власти в СПУ произошла под влиянием политического момента: накануне выборов в местные советы привлекательность одной из старейших идеологических партий в Украине должна резко повыситься.
Об этом даже «предупредил» Минюст, пересчитывавший украинские партии и выдавший им пропускной билет на осенние выборы-2010. Согласно данным Министерства юстиции, СПУ занимает второе место в Украине (После Партии регионов) по количеству представителей в местных органах власти (почти 22.000 партийцев), а также по степени « разветвленности» региональных партийных организаций. Именно поэтому, СПУ оставляет далеко позади такие партии, как «Фронт перемен», «Трудовая Украина», «Наша Украина», которые создавались под влиянием политической коньюктуры и не имеют серьезной партийной «сетки».
Честно говоря, спрос на СПУ был всегда. Но преградой для потенциальных доноров и политических партнеров часто оказывался имидж лидера социалистов — Александра Мороза. Его властные амбиции Мороза и его мастерство политической интриги вызывали опасения у тех, кто пытался создать с СПУ блок. Не всем также подходили жесткие оппозиционные принципы, заявленные СПУ: неприкосновенность Конституции, завершение политрефомы, мораторий на продажу земли. Как правило, к социалистам присматривались силы, настроенные на сотрудничество с властью, а не на борьбу с ней… Потенциальных «финансистов» партии также пугал снижающийся рейтинг СПУ и особенно показатели, которые получил А. Мороз на выборах Президента. Понятно, что никто не ожидал от лидера СПУ выхода во второй тур, но когда за Мороза отказывались голосовать даже члены партии, это стало причиной открытой партийной дискуссии о смене лидера, изменении форм и методов партийной работы.
К чести Мороза надо сказать, что он неоднократно пытался самоустраниться. Сразу после провальных для Соцпартии выборов в 2007-м году, лидер СПУ подал «заявление об уходе». Парадоксально, но факт: те руководители региональных организаций, которые в 2007-м попросили Сан Саныча остаться у руля, в 2008 и в 2009 начали требовать замены партийного аксакала. В качестве альтернативы А. Морозу предлагались Станислав Николаенко (экс-министр образования) и Валентина Семенюк- Самсоненко (глава Фонда госимущества), иногда назвали и фамилию Николая Рудьковского.
Но ни у одного из потенциальных социалистических вождей не хватило организационной поддержки, симпатий электората, а также банальных финансовых возможностей. Содержание партии — удовольствие дорогое. В результате борьбы за власть, СПУ пережила несколько расколов. Ее ряды покинули, создав собственные организации, С. Николаенко (партия «Справедливость») и Василий Волга (Союз левых сил). Оставшиеся образовали фронду внутри Соцпартии, которая подталкивала организацию к смене политических ориентиров. Особенно сильно это проявилось на президентских выборах, когда СПУ вошла в переговорный процесс с партией либерала Сергея Тигипко « Сильная Украина» и даже вела переговоры о поддержке единого кандидата. Хотя, возможно, это и стало точкой отсчета, показателем готовности социалистов отойти от изживших себя в обществе догм?
В свою очередь, новые левые (Николаенко, Волга, Барановский) стали участниками группы поддержки лидера коммунистов Петра Симоненко на президентских выборах-2010, однако после окончания «забега» не нашли себя в большой политике. Отчасти это объясняется тем, что амбиции некоторых политических союзников коммунистов не соответствовали их политическому «весу». В результате, «поддержка» новых левых не принесла «старым левым» в лице Компартии ощутимых электоральных дивидендов. Сегодня и КПУ, и СПУ намерены самостоятельно участвовать в местных выборах, набирая очки перед более серьезными, парламентскими гонками. Примечательно, что борьба за избирателя между левыми силами развернется в соревновании «кто оппозиционней?».
Несмотря на свое присутствие в парламентской коалиции, коммунисты уже задекларировали радикальную оппозиционность и назвали КПУ единственной оппозиционной политической партией в Украине. Последние заявления лидера КПУ (о необходимости снижения цен на хлеб, недопустимости повышения тарифов и пр.) подтверждают, что Компартия пойдет на местные выборы, аккумулируя протестные настроения. Фактически, коммунисты отбирают площадку у разрозненной демократической оппозиции «Тимошенко-Ющенко- Яценюка». Именно эти политические силы, которые находятся не у власти, должны уже сегодня сигнализировать обществу о своей оппозиционности. Однако, пока лидеры правых ищут свое место в политике или борются за статус «старшего брата», коммунисты уверенно перехватили инициативу и заняли протестную нишу.
И впервые у КПУ не будет конкурентов на левом фланге: социалисты фактически отказались от открытой демонстрации оппозиционности. На съезде СПУ 24 июля, новый председатель парти Василий Цушко твердо дал понять, что противостоять генеральной линии новой власти Соцпартия не будет. Оно и понятно: Цушко занимает стратегический пост в Кабмине и иная точка зрения может обернуться для него кадровым крахом. А министр экономики дал понять: уходить из правительственного кресла ради партийного он не намерен. Будет совмещать. В отличие от Цушко, Александр Мороз, получивший статус почетного главы СПУ, все-таки пытается не слишком демонстрировать приверженность позиции партии власти. По словам Мороза, СПУ будет резко против конституционных изменений и продажи земли — ключевых инициатив, уже озвученных окружением Президента. Поэтому, пока неясно какой окажется политическая позиция социалистов перед выборами и какие мессиджи они пошлют избирателям. Пока в планах СПУ — защита интересов трудящихся через борьбу с новым Трудовым кодексом, спасение детей войны, сохранение моратория на землю, усиление прав местного самоуправления.
С другой стороны, новый лидер социалистов Василий Цушко предлагает партийцам идти на выборы с лозунгами о защите собственности — от государственной до частной. От левых идей далековато, но вот расширить число приверженцев новой СПУ возможно. Тогда в ряды партии сразу подтянутся и мелкие предприниматели, и средней руки бизнесмены, и крупные фермеры. У социалистов после смены вождя и коррекции приоритетов действительно появляется шанс на возрождение.
Но за любые шансы надо платить. Какой будет цена за возвращение в большую политику для партии Мороза-Цушко? Вполне очевидно, что если за КПУ «закрепиться» статус оппозиционной партии, то СПУ придется выполнить роль диверсификатора политических рисков Партии регионов. Сегодня ни для кого не секрет, что Партии регионов необходимо получить максимальное количество своих представителей на местах. И если коммунисты будут создавать заслон от проникновения в местные советы «свобод» и «фронтов», то миссия социалистов другая — они должны стать запасным парашютом для Партии регионов.
Кстати, новый лидер социалистов не раз говорил о том, что намерен привлечь в партию свежие силы, в том числе, и финансовые. Учитывая поддержку Президента и Премьер-министра социалистическому проекту Василия Цушко, надо понимать, какие люди пополнят ряды СПУ и станут кандидатами в депутаты на местах. Разумеется, 21.000 депутатов у социалистов не будет: А. Мороз говорит, что высоким результатом и заявкой на победу будет показатель в 10.000 депутатов советов всех уровней. Василий Цушко в свою очередь обещает лично «фильтровать» списки кандидатов, сразу отсеивая тех, кто опирается на родственные связи или финансы. Стратегия у нового партийного вождя социалистов правильная: по мажоритарке пойдут партийные аксакалы, по спискам — «свежая кровь». В практичности Василию Петровичу не откажешь: раскрученным региональным лидерам легче добиться победы в округах, в списки же можно «упаковать» и неизвестные лица, которых вытянет бренд СПУ.
Интересно, что 19 лет назад СПУ была тоже создана, как альтернативный вариант запрещенной КПСС. Александр Мороз фактически выступил страховкой левой идеи. Сейчас Соцпартия снова становится «спасательным кругом» — но уже для неолиберальной политической силы в лице Партии регионов. Именно это сотрудничество даст СПУ то, чего в последнее время добивались «новые левые», и то, что так и не смог сделать «злой дэмон» украинской политики и экс-лидер СДПУ(о) — занять нишу социал-демократов, уйдя от чистого социализма.