Празднование 20-ой годовщины независимости Украины, которое прошло довольно сдержанно, хотя и с немногочисленными официальными мероприятиями и политическими акциями, в тоже время, запомнилось целым рядом художественных событий. И это неудивительно, ведь возможность свободно творить независимо от политической или экономической конъюнктуры является одним из необходимых условий существования искусства на любом этапе исторического развития общества и государства в целом. В частности, в Киеве был презентован ряд крупных культурных проектов приуроченных к этому событию. Самым масштабным стал мегапроект «Независимые», который был представлен на главной артплощадке страны – в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мыстецький Арсенал».
По словам организаторов, этот проект стал первой в Украине попыткой масштабно очертить статусный феномен современного украинского искусства за 20 лет существования независимой страны и показать различные проявления художественных поисков, как правило, «в отрыве» от государства. Думаю, большинство посетителей «Мыстецького Арсенала», которые вряд ли имеют профильное образование, а следовательно, является своего рода независимыми экспертами с собственным субъективным мнением, убедились, что современное искусство в Украине за последние 20 лет «оторвалось» настолько, что его существование уже не зависит от количества поклонников, для которых оно, собственно и создается.
По-моему, искусство, прежде всего, должно нести эстетическую функцию, а уже потом информационную, познавательную, воспитательную и т.д. Но, согласитесь, вряд ли кровавые лужи, пьяные бомжи или морг могут вызвать что-то, кроме отвращения и брезгливости. Впрочем, как и объедки в пластиковой посуде, грязный хлам, развешанный на заборе, нецензурные надписи на потрепанных стенах архитектурных памятников или джип, доверху набитый «Мивиной», которые озадаченным зрителям преподносят, как художественный шедевр. Не могу не согласиться, что это своего рода проявление независимого мышления художников, лишенных каких-либо стереотипов. Но, в тоже время, это очень узкая ниша, где достаточно ограниченно представлено далеко не лучшее из наследия отечественных художников за 20 лет независимости Украины.
Как сообщили в «Мыстецьком Арсенале», в мегапроекте «Независимые» принимает участие около 130 художников, но среди них – нет ни одного, который бы имел широкое признание, государственные награды или на худой конец мог похвастаться персональными выставками. Как ни странно, художники, чьи работы «презентуют» картину современного украинского искусства, известны в основном, как авторы одной-двух работ, и в большинстве своем так и останутся «широко известными в узких кругах» своих знакомых. Впрочем, ни один из них не лишен амбиций и считает свое творение проявлением идентичности на фоне современного искусства в глобальном контексте.
Правда, следует отдать должное куратору проекта и заместителю генерального директора «Мыстецького Арсенала» Александру Соловьеву, который обмолвился, что проект не преследует цели всеобъемлющего охвата современного украинского искусства. А всего лишь пытается показать «новое искусство новой страны» — целостное, самодостаточное, независимое, и одновременно, полное противоречий и открытое к разным воздействиям, которых не избежать в современном мире. Куратор отметил, что, несмотря на то, что это типично советская традиция — устраивать апологетические «датские» выставки (т.е., посвященные определенным политическим датам), в данном случае — это естественный и искренний художественный отклик, никак не связанный с пафосом восхваления.
«Разумеется, у нас были определенные сложности в деталях и в наполнении — а именно в историческом смысле, который в действительности пока не стал вполне историческим, а скорее ближе к литературному грифу «20 лет спустя». Но у нас возникла насущная необходимость показать современное украинское искусство в формате большого выставочного проекта как, если прибегнуть к клерикальной аналогии, «поместное» явление», — подчеркивает Алексей Соловьев.
По его словам, экспозиция основывается на определенных блоках, каждый из которых характеризует сквозные явления современного украинского искусства, появившиеся в процессе поиска украинскими художниками нового визуального языка, проблематики и идентичности в течение двух десятилетий. «Таким образом, проект «Независимые» состоит как бы из отдельных глав в одной художественной книжке. Поэтому после посещения выставки, зритель будет иметь целостное представление о современном украинском искусстве, поскольку увидит все характерные виды, жанры и технологии, появившиеся в его арсенале», — уверяет Алексей Соловьев.
Итак, что же предлагает зрителям новая экспозиция общей площадью более 10 000 кв.м. в «Мыстецком Арсенале»? В частности, это направление «Реальность VS Фантазм», раскрывающее особенности современного жанра, где «реальность всегда является причудливой и отображается с потусторонним эффектом или с подтекстом». Следующий раздел — «Диалог с экраном» показывает, каким образом реалии современного мира влияют на мышление нынешних художников. Чрезвычайно важным, по мнению организаторов, является раздел «Социальный взгляд/Политический реагент». Он напоминает, на какие политические вызовы и социальные катаклизмы особенно реагировали художники за последние 20 лет. Авторы, чьи работы представлены в рубрике «История и миф» предлагают «новые мифологии и переосмысления истории», которую и без художников есть, кому переосмысливать. И, наконец, раздел «За чертой», где по замыслу кураторов, собранны едва ли не все феноменальные проявления художественного разнообразия, которые часто находятся на обочине устоявшейся художественной системы.
Организаторы проекта «Независимые» уверены, что подобные мероприятия стоить проводить регулярно. Возможно со временем, они станут основой новой концепции будущего музея современного искусства в «Мыстецьком Арсенале», а пока здесь еще только ищут тот единственный вариант представления современного искусства, который на данный момент лишь только формируется вместе с нашей историей, и очевидцами которого мы с вами являемся. Так или иначе, будем надеяться, что проект «Независимые» не собирается подводить черту под современным украинским искусством.
Такой позиции придерживаются и кураторы проекта, утверждая, что он «лишь, пытается зафиксировать и показать динамику и симптомы, а возможно, предусмотреть тенденции, которые вызревают». Наконец, пусть первая попытка масштабно обозначить феномен современного украинского искусства, родившегося вместе с новой страной, станет началом положительного опыта. Ну, а те, кто определяет, каким быть современному украинскому искусству, сделав соответствующие выводы, будут презентовать настоящие эстетические идеалы, которые не стыдно представить и зарубежным ценителям современного искусства.