Андрей Кислов
09:00 27/11/2020

«Новогодний локдаун»: Что прикрывают жестким карантином

В то время, как финансирование плановых расходов госбюджета прекращено, средства коронавирусного фонда активно расходуются не на медицинские цели. В больницах не хватает кислорода, а власти изобретают все новые формы ограничений для граждан.

«Праздники в режиме онлайн, например, в зуме»

Министр культуры Украины Александр Ткаченко предложил ввести в стране двухнедельный локдаун, который придется на период новогодних и рождественских праздников. Он предлагает «отказаться на Рождество и Новый год от массовых мероприятий и встретить праздники в режиме онлайн, например, в зуме».

Ткаченко отмечает, что на новогодние и рождественские праздники в Украине традиционно большие скопления людей, а это вредно.

Следует отметить, что весной жесткие ограничения пришлись на праздник Пасхи. А позже главный санитарный врач Игорь Ляшко неожиданно заявил, что многие карантинные запреты были введены ради психологического эффекта. «Благодаря этому психологическому эффекту у людей появилось ощущение опасности и необходимости соблюдения карантинных мероприятий, которые внедряло правительство», – сказал Ляшков телеэфире 10 мая.

К тому времени уже было ясно, что эффект получился обратным. Наметилось противостояние местного самоуправления с центральной властью. В ряде городов стали отказываться от карантинных ограничений раньше запланированного срока.

Осенние попытки внедрить так называемый адаптивный карантин на местах порой игнорировались. Вместо того, чтобы вводить жесткие меры в отдельных городах, мэрии стали защищать предпринимателей, работающих вопреки запрету. В конце концов, адаптивный карантин отменили, и заменили его карантином выходного дня.

Эта временная мера истекает 28-29 ноября. «По озвученному сейчас плану Министерства здравоохранения, нас ждет пока последний карантин выходного дня. Этого ждут все, кто сейчас не может работать в условиях коронавирусных запретов и ограничений. Речь идет и о креативной экономике, и о туризме, и о малом и среднем бизнесе и т.д», – написал Ткаченко в Telegram.

По его задумке, «лучше прогнозируемый локдаун, чем длительная неопределенность». Поэтому, дескать, нужно сразу ужесточить карантин на праздники. «Креативной индустрии, сфере культуры, малому и среднему бизнеса нужно понимать, когда могут быть дополнительные ограничения», — подчеркнул он.

Министр здравоохранения Максим Степанов конкретных дат избегает. Он подчеркивает, что усиленный карантин вводится «с точки зрения эпидемиологии и цифр роста». То есть, порогом должно быть некое число заболевших.

Этот порог несколько раз меняли. Так, в октябре Президент Владимир Зеленский, на встрече с представителями Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, заявил: «Критической для медицинской системы Украины ситуация станет, когда будет от 9,5 тысяч ежедневных заражений коронавирусом. Если будет больше 9,5 тысяч инфицированных ежесуточно, мы будем вынуждены вводить жесткий карантин».

Этот порог был пройден, и в Минздраве называли критической цифру в 15 тысяч. Теперь ежедневное число заболевших приближается к этому порогу. Максим Степанов называет новую цифру. По его словам, полный локдаун могут ввести, если будет 30 тысяч новых заражений в сутки.

«Использовали 41 млрд грн. это – 62% выделенных средств»

Пресс-служба Министерства финансов сообщает: «По состоянию на 20 ноября 2020 года из Фонда борьбы с COVID-19 использованы 41 млрд грн, что составляет 62% от общей суммы в 66 млрд грн».

В Минфине констатируют, что  большая часть средств не была направлена непосредственно на медицину. «На осуществление строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог общего пользования государственного значения перечислены 20,76 млрд грн из предусмотренных 31 45 млрд грн, или 66%», – говорится в сообщении.

Кроме того, на обеспечение правопорядка использовали 2,5 млрд грн из 2,7 млрд грн или 92%: на государственную поддержку сферы культуры, туризма и креативных индустрий использовано 58 млн грн из предусмотренных 1 млрд грн, или 5,8%.

Сколько же получила медицина из Фонда борьбы с COVID-19?  Оказывается, на мероприятия в сфере здравоохранения направили 7,8 млрд грн из предусмотренных 18,5 млрд грн.

В частности, на доплаты медицинским работникам использовано 4,2 млрд грн из предусмотренных 6,1 млрд грн; на ремонт приемных отделений направлено 1,7 млрд грн; на обеспечение лабораторий Минздрава и закупку средств индивидуальной защиты использовано 0,8 млрд грн из предусмотренных 4 млрд грн.

Кроме того, на обеспечение больниц кислородом местным бюджетам перечислена субвенция в размере 571 млн грн из запланированных 1,5 млрд грн; на закупку оборудования для опорных больниц использовано 0,5 млрд грн из предусмотренных 4,7 млрд грн, на закупку аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции легких) потрачено 42 млн грн. из предусмотренных 100 млн.

Тем временем, в СМИ поступают сообщения о том, что из-за нехватки в больницах кислорода врачам приходится выбирать, кого спасать, а кого нет. Министр здравоохранения это отрицает: «такие протоколы не внедрены».

Но глава Национальной медицинской палаты Украины Сергей Кравченко заявляет в СМИ: «Есть негласная рекомендация экстренной медицинской помощи, что к пациентам с сатурацией ниже 70 и с возрастом старше 70 лет вообще не выезжать, пусть умирают».

Сергей Кравченко заявляет, что карантин выходного дня «это полное невежество с эпидемиологической точки зрения» и его, дескать, ввели ради снижения явки на местных выборах (на него пришелся второй тур местных выборов в ряде областных центров).

А руководство Минздрава он обвиняет в том, что стандарт оказания медицинской помощи больным коронавирусом превратили в бизнес, лоббирование внесений в него тех или иных лекарств, изделий медицинского назначения, методов лабораторной диагностики.

«Вот этим бизнесом восемь месяцев занимался Минздрав вместе со своей рабочей группой. Кстати, в рабочей группе нет ни одного врача-эпидемиолога, т.е. Минздрав даже не ставил себе за цель прервать цепь распространения болезни», — заявил глава Национальной медицинской палаты.

«Так, как это было весной»

Сергей Кравченко высказал мнение: «Минздрав, рабочая группа вместо того, чтобы заниматься делом, занимались торговлей. А другие уровни государственной власти просто разворовали Фонд борьбы с коронавирусом».

Эксперт отмечает, что весной были введены меры жесткого административного карантина с интенсивностью распространения болезни – 10 случаев в неделю. «А когда вводятся меры жесткого карантина, когда интенсивность распространения болезни составляет 10 тысяч в день, а не в неделю, это совершенно другая ситуация», — заявил эксперт.

В Минздраве же говорят именно о повторении весеннего сценария (остановка транспорта, метро, авиасообщения и пр.). «Если мы говорим о полном жестком карантине, то он будет касаться всех, без исключения, людей, так, как это было, условно говоря, весной», – заявил министр здравоохранения Максим Степанов.

Тем временем, из-за нехватки денег в бюджете Государственная казначейская служба остановила финансирование всех незащищенных расходов. В первую очередь, речь идет о капитальных расходах на ремонт, реконструкцию, строительство, сообщила epravda.com.ua. Дескать, последние запросы от главных распорядителей бюджетных средств на проведение незащищенных расходов ДКС ​​обслуживала 20 ноября.

А вот коронавирусный фонд относится к защищенным расходам. После введения карантина 13 марта Верховная Рада приняла изменения в госбюджет в связи с созданием Фонда борьбы с коронавирусом. Голосование было 13 апреля, а 18 апреля изменения подписал Президент. «Эти средства будут направлены на первоочередные и приоритетные направления противодействия распространению COVID-19», — говорилось  в сообщении. 18 июня Верховная Рада разрешила использовать средства из фонда борьбы с COVID-19 ремонт автодорог.

Читайте также по теме