Миссия Международного валютного фонда, которая находится в Украине с 12 января текущего года еще, на неделю продолжила свою работу в Киеве. В ходе продолжающихся переговоров с чиновниками, к «старым» вопросам о продолжении кредитования украинского правительства по программе standby добавились новые. В частности, обсуждается вопрос о предоставлении Украине кредита по новой программе сотрудничества Extended Fund Facility. В отличии от прежней программы кредитования, рассчитанной на два года, новый план предусматривает четырехлетнее сотрудничество.
Пока еще сложно судить о размерах обсуждаемых сумм. Если же вспомнить, что в январе глава Международного валютного фонда Кристин Лагард высказывалась о необходимости доведения общего объема кредитования Украины до 27 млрд долларов США, а в интервью французской газете Le Monde упомянула, что МВФ увеличит финансирование Украины при условии стабилизации ситуации в стране, то примерно на эту сумму можно и ориентироваться.
Правда, высказывание К.Лагард было дезавуировано украинской стороной. Выступая на брифинге 2 февраля в Киеве, замглавы администрации президента Дмитрий Шимкив, отвечая на вопросы журналистов заявил, что новая программа Международного валютного фонда не зависит от стабилизации ситуации на востоке страны. Произошло это практически одновременно с обнародованием на сайте МВФ графика погашения задолженности Украиной перед фондом в 2015 году. Всего в этом году Кабмин должен найти для возврата долгов перед Фондом около 1,5 млрд долларов США. Выплаты разбиты на ряд платежей с января по ноябрь текущего года. Всего же в этом году Украина обязана выплатить в порядке возврата кредитов примерно 11 млрд долларов США.
Откуда взять такую сумму? На данный момент вариант только один – набрать новых кредитов. Потому что бюджет такие расходы обеспечить не сможет, а в золотовалютных резервах средств нет. Напомню, что по данным НБУ, в 2014 году дефицит сводного платежного баланса в размере 13,3 млрд долларов США финансировался преимущественно за счет резервных активов (12,4 млрд долларов США), а не средств бюджета. В частности, в 2014 году было получено два транша от МВФ на общую сумму 4,6 млрд долларов США, и в то же время в течение года было погашено 3,7 млрд долларов США по привлеченным ранее кредитам. По состоянию на конец 2014 года международные резервы сократились до 7.5 млрд долл США, что обеспечивает финансирование критического импорта лишь на 1,4 месяца.
Ситуация с наполнением бюджета в этом году намного хуже, чем в прошлом. По данным Государственной фискальной службы (ГФС), в январе 2015 года в сводный бюджет собрано 30,7 млрд грн, что на 493,4 млн грн, или на 1,6% больше показателя января предыдущего года. С учетом того, что в 2014 году инфляция составила 24,9%, то реальное падение доходов бюджета (январь 2014 к январю 2015) составляет 23,3%. И это при том, что с 1 января 2015 года фискальная нагрузка на граждан и бизнес существенно возросла. Особенно это на себе почувствовали наемные работники и пенсионеры. Для первых была введена прогрессивная шкала налогообложения зарплат и продлен срок действия сбора на войну, а с пенсионеров начали собирать налоги… с пенсий! Но и это еще не все. Под видом введения новых акцизов в Украине был начат эксперимент по внедрению налога с розничного оборота подакцизных товаров, который обеспечивает дополнительный рост цен при и так высокой инфляции. Кроме того, новая власть в лучших фискальных традициях «папиредников» ввела сбор с владельцев квадратных метров общей жилой площади, обозначив в качестве таковых и хозяйственные постройки на приусадебных участках. Да и авансовые платежи по налогу на прибыль сохранились и после ухода Азарова со поста премьера.
Эти меры не помогли, в бюджете все равно денег не хватает. Безусловно, они и не могли помочь его наполнить. Чтобы это произошло, следует снижать налоги и уменьшать налогооблагаемую базу, давая возможность бизнесу быстрее оборачивать капитал, развиваться и зарабатывать. Но в ближайшее время все будет происходить с точностью до наоборот. Налоги будут повышаться и именно поэтому в госбюджет уже к концу февраля планируют внести изменения, скорректированные под условия МВФ, который требовал и требует «усиления фискальной дисциплины», понимаемой в Украине просто – надо больше «давить» бизнес и граждан. Будут расти и цены и не только за счет налога с оборота и инфляции, а потому, что уже в первом квартале этого года будет пересмотрена цена на газ для населения. Пересмотр цен на газ – это такое завуалированное обозначение их повышения. Вслед за ростом цен на газ будут пересмотрены тарифы на ЖКХ и… стоимость электроэнергии, так как часть ее как раз вырабатывается за счет когенерации на газовых мощностях. А уже с ростом цен на электроэнергию у величаться расходы всех видов бизнеса в Украине, что спровоцирует уже новый виток роста цен.
Да, а куда же уйдут средства, полученные от МВФ? Ведь 29 млрд долларов США, это при заложенном в госбюджете курсе в 17 грн за 1 доллар – 459 млрд грн? Здесь все просто и традиционно. Часть вообще не попадет в Украину, так как сразу отправится в уплату по долгам прошлых лет, а часть окажется в стране. Будет монетезирована Нацбанком и исчезнет в неизвестном направлении, как это уже происходило со всеми предыдущими кредитами от МВФ. В экономику Украины не попадет ни цента.