- В начале августа Кабмин Украины обнародовал Концепцию реформирования налоговой системы страны. Согласно предложениям правительства количество базовых налогов снизится с двадцати двух до девяти.
- По мнению экономического и политического эксперта Всеволода Степанюка, представленный документ сложно назвать концепцией, так как в нем нет ни единого признака таковой: нет цели, нет задач, не указаны ни инструментарий ни ответственные за выполнение, нет (за редким исключением) даже ожидаемых результатов. А самое главное – предложенная система ничего не меняет в плане справедливости начисления и взимания налогов, без чего любая реформа приведет к тому, что бедные будут платить больше, а богаты – меньше.
- Снижение количества налогов, согласно Концепции, будет происходить не за счет ликвидации части налогов, а путем их замены, объединения или трансформации. В частности:
- акцизний налог; сбор за первую регистрацию транспортного средства; экологический налог (с топлива); сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками, трансформируются в акцизный налог путем объединения
- экологический налог (кроме топлива) и сбор за специальное использование лесных ресурсов станет единым экологическим налогом
- плата за пользование недрами; сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины; сбор за специальное использование воды – будут заменены рентной платой
- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка и плата за землю станут единым налогом на недвижимое имущество
- единый налог и фиксированный сельскохозяйственный налог поменяют на единый налог
- Что же изменится для бизнеса, граждан и бюджета в результате?
-
- несколько упростится система отчетности (за счет снижения числа платежек). Впрочем, этого может и не произойти. В истории Украины уже был опыт внедрения Единого социального взноса, который должен был заменить четыре различных социальных сбора. В итоге, упростилась только подача отчетов (в одно окно, вместо четырех), а количество бумаг не поменялось
- существующие ставки налогов будут… повышены, так как унификация различных видов фискальных платежей обычно проводится не по нижнему, а по верхнему пределу. При этом, может увеличиться налогооблагаемая база
- совмещение в одном налоге платы за землю и сбора с недвижимости приведет к отчуждению этой самой земли у малоимущих, которые резко «разбогатеют» и будут вынуждены платить за приусадебный участок как за несколько квартир в престижном районе Киева
- Следующим непонятным моментом является трансформация единого социального взноса и налога на доходы физических лиц. Предложенные Кабмином модели, по расчетам самого правительства приведут к снижению поступлений в Фонды социального страхования и в Пенсионный фонд со 189 млрд грн до 141-143 млрд грн. Чем будут компенсированы такие потери – непонятно. Непонятно потому, что предложенная система прогрессивного налога на доходы физических лиц предполагает существенное увеличение фискальной нагрузки именно на зарплаты. Причем только в двух случаях их шести на зарплаты относительно высокие (размером больше 10 минимальных). К слову, считать зарплату выше 12800 грн (около 1000 долларов США) – высокой можно только с большой натяжкой, это сумма меньше среднеевропейской почти в 2 раза. Получают такие зарплаты в Украине менее 1,5% работающих.
- В чем смысл вводить ради них прогрессивную шкалу налогообложения – непонятно.
- Остается надеется, что представленный Кабмином документ будет существенно переработан, так как в нынешнем виде он никак не похож на реформаторский или улучшающий существующее положение вещей.